Торговый порт с сюрпризом

Выборгский порт, купленный компанией «Осло Марин», снизил грузооборот на 15%. Три из восьми его причалов признаны аварийными

«Осло Марин»

Многопрофильный холдинг. Включает около 50 компаний, в том числе морское страховое агентство «Сканмаринконсалтинг», страховое общество «Скандинавия», автомобильный терминал «Онега», лесопромышленную компанию «Скандинавия» и др. Владельцы не раскрываются. Годовой оборот, по собственным оценкам, – около 2 млрд руб.

За девять месяцев этого года выборгский порт сократил грузооборот на 15%, говорится в отчете администрации морских портов Выборг и Высоцк. Объем грузов, обработанных другими портами Ленобласти, увеличился в среднем на 34%. Специализирующиеся на перевалке угля порт Высоцк и «Ростерминалуголь» в порту Усть-Луга увеличили грузооборот соответственно на 5% и в два раза. А экспорт нефтепродуктов с высоцкого терминала «Лукойла» возрос на 27%.

Снижение показателей связано с сокращением перевалки леса в порту, объяснил коммерческий директор ООО «Порт Выборгский» Талех Меликов. По его словам, в апреле администрация порта признала аварийными три из восьми причалов, которые «Порт Выборгский» арендует у ФГУП «Росморпорт», и запретила их использование. Именно на них переваливался лес. Таким образом, около 400 м причальных стенок из 1000 м оказались выведены из оборота, рассказывает Меликов.

В середине этого года выборгский порт приобрела группа «Осло Марин» у компании «Роса холдинг». Эксперты тогда оценивали сделку примерно в $10–12 млн. Президент «Осло Марин» Виталий Архангельский утверждает, что в компании не огорчены уходом лесных грузов из выборгского порта. «Мы целенаправленно хотим отказаться от леса, как от низкодоходного груза», – объясняет он.

Выборгский порт не играл значительной роли на рынке транспортировки древесины, говорит исполнительный директор Конфедерации предприятий ЛПК Северо-Запада Денис Соколов. По его оценке, из 14 млн куб. м древесины, экспортированной в 2006 г. через Петербург и Ленобласть в Европу, на долю Выборга пришлось только около 300 000 куб. м. Этот объем может уйти через железную дорогу, считает Соколов. По его словам, перевалка круглого леса постепенно теряет значение для стивидоров – в этом году экспорт леса останется на том же уровне, что и в прошлом. А с будущего года он начнет снижаться из-за постепенного повышения экспортных пошлин на лес, рассказывает Соколов. Круглый лес заменит продукция его переделов, которую можно транспортировать в контейнерах, полагает эксперт.

«Осло Марин» собирается инвестировать в выборгский порт около 100 млн евро, превратив его в современный контейнерный и автомобильный терминал, рассказал Архангельский. Работы по реконструкции порта уже начались, говорит он.

«Осло Марин» готовится к перепрофилированию порта и уже начала сносить старые постройки на его территории, подтверждает начальник морской администрации Евгений Сороко. В ближайшие два-три года ожидается дальнейшее снижение грузооборота порта, его нормальная работа несовместима с масштабной стройкой, утверждает он.

Обширные планы собственников выборгского порта, по словам Сороко, пока тормозит бездействие «Росморпорта», которому принадлежат причалы.

В отличие от территории порта причалы должен реконструировать «Росморпорт» на средства федерального бюджета. Однако акционеры, по словам Меликова, готовы сделать это сами, договорившись с «Росморпортом» о компенсации в будущем, но пока переговоры ни к чему не привели. Архангельский подтверждает, что ведет переговоры.

У «Росморпорта» пока нет конкретных планов по восстановлению причалов в выборгском порту, признает начальник отдела строительства и ремонта береговых сооружений выборгско-высоцкого филиала госкомпании Борис Самойленко.

Стивидоры часто сталкиваются с необходимостью реконструировать принадлежащие государству причалы, констатирует директор специальных проектов ИА SeaNews Марина Белоглазова. По ее словам, «Росморпорт» уделяет этим причалам мало внимания и чаще всего владельцам стивидоров приходится ремонтировать их самостоятельно, получая от «Росморпорта» в дальнейшем компенсацию в виде денег или снижения арендных ставок. Процесс переговоров с госкомпанией может затянуться, а возврат денег занять несколько лет, отмечает эксперт.