Доходное место: Больно, дорого, навсегда


Татуировка – процесс нанесения на тело рисунков путем введения под кожу красящих веществ. Производится иглами (деревянной, костяной, металлической) или татуировочной машинкой. Распространена практически во всем мире. В Москве на протяжении последних 4–5 лет татуировка стала очень модной темой. Про нее рассказывают по телевидению, пишут в газетах, обсуждают в интернете на различных форумах.

Количество салонов, предлагающих эту услугу, стремительно увеличивается. Однако этот бизнес тщательно скрывают от посторонних глаз. Мастера татуировки и владельцы салонов не склонны открыто говорить о прибыли. А те, кто все же рассказывает, утверждают, что это скорее искусство, чем способ заработка.

Искусство или нет, но, по оценкам участников рынка, общий годовой оборот этих заведений в Москве достигает примерно $5 млн. А те, кто занимается татуировкой серьезно, выражают надежу, что Россия вскоре по уровню приблизится к Западу. В Европе и Америке есть все для спокойного занятия этим ремеслом: нормы, стандарты, лицензии и даже удостоверение, выдаваемое татуировщику после сдачи экзаменов. Возможно, тогда этот рынок станет более прозрачным. Если, конечно, получится поставить на поток то, что принято называть ручной работой. А в российском перечне профессий появится наконец термин “мастер татуировки”.

Бизнес для увлеченных

Практически все помещения для тату-салонов арендуются. Во всяком случае, найти хотя бы одного собственника “Ведомостям” не удалось. У тех, кто занимается татуировкой, либо нет возможности выкупить салон, либо их останавливает желание не быть привязанным к одному месту.

Владелец сети салонов “Планета тату Дракон” Александр Цыпкин тоже арендует помещения. Центральный салон существует почти семь лет и находится на Старом Арбате. Второй более пяти лет работает на Тверской улице. А третий открылся три года назад на ул. Бауманской. “Выкуп помещения в собственность – дорогое удовольствие, а прибыль от такого бизнеса небольшая. Салон на Арбате, если собственник и решит его продавать, обойдется не дешевле $2,5 млн”, – рассказывает бизнесмен. К слову, площадь арбатского заведения составляет 70 кв. м, а арендная ставка – “намного выше среднего”. Салон на Тверской площадью около 40 кв. м, по его словам, обходится дешевле. Многое зависит от арендодателя, рассуждает владелец сети. Некоторые устанавливают ставку пониже при условии, что аренда будет стабильной, а арендатор не доставит неприятностей.

Связал свою жизнь с татуировкой он 15 лет назад, находясь в эмиграции. Бизнесмен рассказывает, что, проживая в Израиле, занимался видеопрокатом и книжным бизнесом, а он и татуировки были “абсолютно разные вещи”. Но однажды понял, что хочет заняться чем-то новым. Именно в тот момент в журнале ему попалась на глаза эта идея. И он решил рискнуть. “Тем более что в городе, где я жил, ничего подобного еще не было”, – рассказывает Цыпкин. В итоге риск себя оправдал и идея успешно заработала. По стечению обстоятельств через некоторое время он вернулся в Россию. Ничуть не сомневаясь, открыл на Арбате первый салон. Бизнес развивался постепенно. Изначально был простой офис площадью 20 кв. м, а сейчас в “Планете тату Дракон” работает почти 30 человек. Для такого вида бизнеса немало.

“Аренда помещения площадью 100–120 кв. м, подходящего под открытие тату-салона, будет стоить примерно $5000 в месяц. Если к этой сумме прибавить выплату зарплаты мастерам и налоги, то становится ясно, что очень легко уйти в минус. Поэтому содержание собственного салона – дело для увлеченных искусством татуировки людей”, – говорит руководитель студии “Серафим тату” Арам Туманов.

Салон находится вблизи ст. м. “Багратионовская”. Получение прибыли, по его мнению, зависит в первую очередь от качества работы мастера. Татуировщики с хорошей репутацией не нуждаются в рекламе. К таким людям всегда очередь, к ним нужно записываться минимум за неделю, а то и за две.

В Москве при приобретении помещения уровня выше среднего в собственность на проект тату-салона понадобилось бы не менее $1 млн, считает руководитель тату-салона, салона-школы перманентного макияжа центра “Мэрилин” Виталий Охотенко. Где их взять и сколько будет окупаться подобный проект? В итоге целесообразнее арендовать, даже несмотря на отсутствие гарантий в стабильности: ставки аренды повышаются, здания перекупаются, перепрофилируются, рассуждает бизнесмен.

На размер арендной ставки влияет многое, считает Екатерина Заичкина, старший консультант отдела торговых помещений компании Jones Lang LaSalle. Хорошо ли подход к заведению просматривается от ближайшего метро, видна ли вывеска, не закрывают ли окна (если это 1-й этаж) и вход растущие рядом деревья или другие дома, проходимость.

Салоны обычно ориентированы на ставку $1500 за 1 кв. м в год – не выше. Но это ближе к центру города. На окраине ставка упадет до $600–800 за 1 кв. м в год.

“Из моего опыта общения с владельцами тату-салонов могу сказать, что им интересны разные помещения площадью 50–100 кв. м, в том числе цокольные и подвальные помещения. Основные требования – наличие отдельного входа и мощность 7–10 кВт/100 м”, – говорит консультант по стрит-ритейлу компании Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko Ирина Рачевская. Тату-салон как таковой (без дополнительных услуг) не выживет в центре Москвы, где ставки составляют в среднем $1500–1800 за 1 кв. м. Только если татуировка будет входить в спектр услуг салона красоты.

Но можно подойти к подбору помещения со знанием дела. К примеру, разместить тату-салон в подвальном помещении недалеко от известного клуба. Будет весьма выгодно, рассуждает консультант. Аудитория пересекается, а ставка подвального помещения (тату-салон не нуждается в больших витринах и ярких вывесках) будет гораздо ниже. И все это не выходя за пределы Садового кольца.

На практике большинство тату-салонов узкой специализации располагается в спальных районах, недалеко от станций метро и занимают небольшие площади – 20–50 кв. м, добавляет она.

На хлеб с маслом

Владельцы салонов татуировки сходятся во мнении, что это занятие можно назвать бизнесом, но очень условно. Они утверждают, что количество денег, которое зарабатывает средний салон, только “скрепя сердце можно называть прибылью”. Хозяева этих заведений зачастую работают в них мастерами ради экономии средств. Однако они в один голос утверждают, что занятие татуировкой в настоящее время переживает уверенный подъем. Небольшие салоны ведут предварительную запись на неделю вперед. Кстати, чтобы заработать, клиенту могут предложить не только татуировки. Есть еще пирсинг, исправление некачественных тату, шрамирование, биотату и татуаж (перманентный макияж). А кое-где попутно продают оборудование, необходимое для работы.

Тату-бизнес, как и сама культура тату, сейчас на подъеме. К сожалению, из-за быстрого темпа роста новых салонов страдает качество услуги, сокрушается арт-директор и совладелец студии татуировки New-Ethnic Максим Волков. Связано это с тем, что неопытные мастера-новички открывают салоны и кабинеты, позиционируя свои услуги как профессиональные. Но качество в этом деле вырабатывается многолетней практикой, утверждает он. Хорошо зарекомендовавший себя салон в среднем может принимать от четырех до шести клиентов на татуировку в день. Работа площадью 10 х 15 см может стоить от 2500 до 9000 руб. Определяющим фактором, по мнению Волкова, является сложность работы. К слову, все мастера салона имеют стаж работы 10–15 лет.

Татуировщики обычно работают “на процентах”. Хороший мастер меньше чем за 50% работать не будет, считает Туманов. Средняя стоимость сеанса по Москве – 3000 руб. Но даже самый опытный татуировщик не может объять необъятное и принять более трех клиентов за один день. Исходя из этого можно просчитать среднюю прибыль салона, рассуждает бизнесмен. Например, мастер, заработав за день 9000 руб., отдает в кассу салона 4500 руб. Из этой суммы владелец должен вычесть расходы на аренду помещения, налоги и расходный материал. А профессиональные “расходники” стоят недешево. Даже если речь идет об элементарных перчатках, салфетках, жидкости для стерилизации и дезинфекции.

“Во времена СССР считалось, что татуировки делают только уголовники. Тем не менее были работы – армейские, домашние, лагерные, наконец. Только все они делались кустарно, и качество их было соответствующим”, – делится опытом Александр Цыпкин.

Большой популярностью в его сети пользуется услуга по выведению некачественных татуировок. Аппарат, который для этого используют, по словам владельца, пока единственный профессиональный в Москве. “Он американский и стоит как хороший “Мерседес” – 75 000 евро. Это лазер новейшего поколения. Я рискнул – наодалживал денег и купил”, – говорит Цыпкин. Специалист рассказывает, что аппарат, не разрушая кожу, разрушает краситель и за несколько сеансов (от двух до пяти) рисунок исчезает. Правда стоимость этой процедуры в 3–4 раза дороже, чем сделать татуировку. И есть ограничения: зеленые цвета плохо удаляются. А вот черные и посиневшие “домашние” работы – это запросто. Этим аппаратом можно исправить и неудачный перманентный макияж.

Заработки в этом бизнесе абсолютно разные. Средний салон с двумя мастерами и максимальной посещаемостью может заработать примерно $10 000 в месяц. Но 30–40% из этой суммы заберут себе мастера. К слову, их процент напрямую зависит от количества клиентов. Если народу много, процент меньше, а если мало – больше.

Многие владельцы салонов с трепетом говорят о своем бизнесе. Александр Цыпкин рассказал, что ему предлагали за салоны более $1 млн. “Я отказал не потому, что мне не нужен $1 млн. Салоны не просто бизнес – это мое детище. А дети не продаются”, – объяснил бизнесмен.

Хозяйка салона татуировки “Стиль” Алла Гордон оценить его рыночную стоимость затруднилась. Она утверждает, что никогда не задумывалась о его продаже. “Мне ни разу не пришло в голову продать свой салон. Ведь мой бизнес – это я, а себя я не продаю. Подобные предложения мною даже не рассматриваются”, – заявила Гордон. Правда, сама она заплатила за право стать хозяйкой заведения $5000 предыдущему владельцу, у которого была наемным мастером. Кроме того, она убеждена, что мастер тату должен быть мобилен. “Свое умение мастер носит с собой. Вдруг будет заманчивое предложение поработать в другой стране?” – рассуждает Гордон. Поэтому, по ее словам, она даже не задумывается о выкупе своего помещения в собственность. Салон расположен около ст. м. “Павелецкая”, его площадь – 33 кв. м, а арендная ставка со всеми коммунальными услугами составляет почти $1000 в месяц. Татуировкой она начала заниматься восемь лет назад. После окончания художественно-графического факультета МПГУ пошла работать в “Стиль” обычным мастером.

В “Планете тату Дракон” зарабатывают и на обучении желающих стать татуировщиками. Полный курс обойдется претенденту в 45 000 руб. Количество занятий не ограничено, учить будут “до победного конца, пока человек не начнет своими руками выполнять все виды работ”, говорит владелец сети. А вот торговле салонным оборудованием большого внимания не уделяют. “Это попутный бизнес”, – говорит Цыпкин. По его мнению, чтобы заведение имело право на существование, его рентабельность должна быть не менее 50%.

Алла Гордон соглашается с коллегами по цеху и считает, что доход салона, в котором работают три мастера, при условии их постоянной занятости может в месяц составить до $10 000. Соответственно, при хорошем стечении обстоятельств годовой оборот среднего салона может доходить до $120 000. По ее мнению, рентабельность этого вида деятельности составляет 30–35%. Но из суммы, которая оседает каждый месяц в кассе, нужно вычесть расходы на аренду, налоги, до 50% составит зарплата мастера, какая-то часть уйдет за закупку расходных материалов (одноразовые иглы для машинок, краски, перчатки, салфетки и т. д.), а также рекламный бюджет. К слову, на рекламу тратится $1000 в месяц, рассказывает владелица салона. В качестве рекламной площадки используются интернет и газеты.

В “Мэрилин” уверены: по сравнению с татуировкой популярность перманентного макияжа гораздо выше, и рыночные цены на эту услугу тоже выше. Расценки на татуировки примерно одинаковые. Цена за работу по площади размером с пачку сигарет – 3000–6000 руб. в зависимости от сложности. А стоимость перманентного макияжа – от 2500 руб. до 15 000 руб. у разных мастеров.

Лиха беда начало

Человек, пожелавший открыть собственный салон татуировки, должен знать, что это процедура не из легких. Стоит начать с того, что в небезызвестном “Перечне профессий” не существует такой, как “татуировщик” или “мастер татуировки”. А раз нет такой профессии, нет и тату-салонов. Нет ни определенных требований, ни нормативов. Единственный пакет документов, который подходит, – для открытия салона красоты или косметического кабинета. Правда, некоторые мастера при подаче заявки на индивидуальную трудовую деятельность обозначают себя как “художник-дермографик” и получают лицензию на открытие художественной студии.

Максим Волков считает, что размер первоначальных инвестиций в салон татуировки напрямую зависит от амбиций будущего владельца. Если вкладывать сразу по полной (дизайн, ремонт, аренда, документы, оборудование, интерьер, реклама), цифра может начинаться от $70 000. При открытии тату-кабинета на оборудование и начальную аренду понадобится $5000–10 000, говорит Волков. Процесс согласований и сбора необходимых документов он называет “долгим и трудоемким не только из-за бюрократической системы, но и по причине несовершенного законодательства”.

Александр Цыпкин считает, что для открытия подобного заведения одних денег недостаточно – нужны еще определенные знания. Тем не менее открытие салона среднего уровня с учетом оплаты первой аренды и необходимого ремонта обойдется от $50 000 до $60 000. Потому что на первое время необходимо иметь запас расходных материалов, украшений для пирсинга, оборудования для мастеров и на продажу и т. д.

Покупка начинки стоит недешево. Кресло, в которое сажают клиента на время процедуры, – от $300 до $2000. Хорошая машинка европейского или американского производства – от 300 евро за штуку и до $3000 (правда, российские умельцы делают их по цене от $150). Затраты зависят от подхода. Краска, которой пользуются для нанесения татуировки, стоит недешево: цена на флакончик в 10 мг начинается от 350 руб.

Оснащение рабочего места без учета мебели у татуировщика может обойтись примерно от 50 000 до 150 000 руб., у специалиста по перманентному макияжу – от 150 000 до 250 000 руб., делится опытом Виталий Охотенко. При оформлении разрешительных документов на ведение тату-бизнеса самое главное – получить добро в Роспотребнадзоре. Наличия медицинской лицензии для выполнения татуировки и перманентного макияжа не требуется. Но если заниматься параллельно пирсингом, то медицинская лицензия необходима. По словам Охотенко, оформление лицензии не требует заметных финансовых затрат. Зато процесс обычно занимает несколько месяцев.

По оценке же Аллы Гордон, первоначальные расходы будут невелики – от $7000 до $12 000. Кресло достойного качества стоит от $300 до $500, стерилизатор – от 10 000 руб. Но эти расходы являются разовыми, а оборудование при правильной эксплуатации и хорошем качестве прослужит много лет, не требуя дополнительных вложений, уверяет она.

Требования, предъявляемые к таким заведениям (отдельный вход, моющиеся полы, стены и потолки в кабинете, где ведется прием клиентов, не менее 14 кв. м на одно рабочее место, большое окно – помещение должно хорошо проветриваться), она считает оправданными. Например, моющиеся стены нужны для удобства обработки помещения антисептиком. “Те, кто пытался относиться к татуировке как к бизнесу в чистом виде, обычно не выдерживали более полугода. Банальная палатка, торгующая овощами и фруктами, приносит больший доход и требует меньших усилий и затрат”, – говорит Туманов.

Не одна 1000 лет

История татуировки насчитывает не одно тысячелетие. Древность этого искусства подтверждают письменные источники и археологические находки. Первые были сделаны на раскопках пирамид в Египте. Именно там обнаружили мумии, возраст которых был более 4000 лет. На их телах были отчетливо видны следы татуировок. А в прошлом году на Алтае нашли мумию принцессы, возраст которой зашкаливал за 4500 лет. На ней также были татуировки. Упоминания о нательных знаках древних народов (галлов, фракийцев, греков, германцев) встречаются в произведениях Геродота, Гиппократа, Ксенофонта и других античных авторов.

В начале своего появления тату наделяли определенными свойствами: ими отпугивали злых духов, они приносили удачу в охоте и боях и т. д. Для нанесения использовали краски. Но такие изображения были недолговечными. Потом люди стали замечать, что после ожогов и порезов, в которые случайно попала сажа или любая краска, кроме шрамов на коже образуются причудливые несмываемые рисунки.

Кроме колдовского были и варианты практичного использования. Например, татуировку использовали для тайной переписки. Для этого обривали голову раба и наносили на кожу письмо. Когда волосы отрастали, невольник отправлялся к адресату.

Еще татуировки на протяжении многих веков использовали, чтобы заклеймить рабов и преступников. В Европе шулерам ставили знак в виде шестигранника, браконьерам – в виде рогов, осужденным на галеры – надпись GAL, пожизненно осужденным на исправительные работы – TFP. В России клеймили рабов. Тем, кого ссылали в Сибирь, наносили буквы КТ, а во времена правления Ивана Грозного провинившимся на лбу выжигали букву Б.

Само понятие “татуировка” в Европе стало известно лишь в XVIII в. благодаря мореплавателю Джеймсу Куку. Он впервые увидел тату на Таити. У местных племен татуировки не просто украшали внешность, но и несли социальную информацию. По типу узора можно было определить статус обладателя в племени: чем роскошнее рисунок, тем выше положение. Татуировки так сильно поразили европейских мореплавателей, что перед отъездом на родину они не только сделали их себе, но и взяли с собой татуированного полинезийца.