Громкие имена: Путь Хилтона в Россию


Топ-менеджер со стажем, глава корпорации Hilton International Йен Картер смотрит на гостиничный рынок России с оптимизмом. Корпорация выделила Россию в числе пяти стратегических регионов, в которых Hilton уделит наибольшее внимание развитию своего бизнеса. Россия оказалась в одной группе с Испанией, Великобританией, Италией и Германией по уровню возможностей, но отнюдь не по уровню развития гостиничного рынка. Картер уверен, что пока российские отельеры только владеют отелями, но не управляют ими.

Почему Hilton наконец-то решила стать публичной, заговорить о своем присутствии на российском гостиничном рынке?

Главная причина в том, что мы уже готовы к этому шагу. После слияния компаний Hilton International и Hilton Hotels Corporation мы разработали стратегию развития компании за пределами США. Так мы определили, что в Европе необходимо сконцентрироваться на пяти регионах, которые мы расцениваем как наиболее перспективные в плане роста рынков.

Назовите, пожалуйста, эти регионы.

Это Великобритания, Испания, Италия, Германия и Россия. В каждой из этих стран мы проводим установочные встречи, необходимые для дальнейшего развития в них нашего бизнеса. В этом режиме мы работаем уже несколько месяцев. Мы считаем, что Россия станет одним из ключевых регионов для развития нашего бизнеса в ближайшие 5–10 лет. Теперь мы готовы рассказать о брендах нашей сети, о ее особенностях, о том, как это можно экстраполировать на территорию России.

Что вы думаете о деятельности российских гостиничных сетей, как вы оцениваете их перспективы?

Простите, о чем? Вы имеете в виду внутренние гостиничные сети?

Да, хотя, насколько мне известно, некоторые российские гостиничные сети уже покупают отели за рубежом и берут их в управление.

Анализ российского рынка с целью выявления наших на нем перспектив показал, что в вашей стране существует огромное желание, вдохновение, если хотите, всемерно развивать отели. Инвестиционное сообщество начинает думать о привлечении международных, но не российских брендов. Это позволит управлять отелями на условиях франшизы. Те, кто уже владеет отелями, начинают говорить о ребрендинге. Пока что российские гостиничные сети только имеют отели, но не управляют ими. Мы можем посоветовать им провести ребрендинг, сделать ремонт существующего фонда, привести существующие отели к международным стандартам. Поэтому мы бы рекомендовали российским гостиничным сетям стать частью уже существующих крупнейших международных сетей.

Как обычно работает ваша региональная “команда развития”?

Наша “команда развития” помогает региональным партнерам строить, развивать и запускать отели. Мы растем в правильном с точки зрения доходов направлении: мы инвестируем не в собственность, а в бренды и персонал. Ищем интересные гостиничные проекты, с тем чтобы взять их под управление или заключить с ними договор франшизы в рамках одного из наших брендов. Так что в интересующих нас странах наши “команды развития” ищут партнеров среди девелоперских и строительных компаний.

Какие регионы вас больше всего привлекают в России и почему?

Россия – очень большая страна как по территории, так и по населению. Конечно, в крупнейших городах – в Москве и Санкт-Петербурге – мы будет открывать больше отелей. Первый отель в Москве – старую гостиницу “Ленинградская” мы откроем в I квартале следующего года. Второй отель мы планируем открыть в Новосибирске в середине следующего года. Однако мы считаем, что многие российские города, которые не всегда назовешь крупнейшими, предоставляют для нашей сети огромные возможности. Появление в таких городах отелей с международным именем и гарантией, какие предоставляет наш бренд, улучшит ситуацию на региональном рынке гостеприимства.

В Москве вас не останавливают проблемы с частной собственностью на землю?

Москва не похожа на другие мегаполисы, но проблемы с землей здесь такие же, как и в других столичных городах. Во всех мировых столицах нужно продираться сквозь многочисленные нормативно-законодательные документы, согласовывать строительные нормы и права собственности на земельные участки. И здесь Москва мало чем отличается от Варшавы или Лондона, к примеру. Наш путь к сердцу Москвы лежит через усиление своего присутствия здесь. Это поможет нам добиться признания в вашей стране. И, конечно, мы будем инвестировать в людей, работающих в этом городе, в свою “команду развития”. Это поможет нам раньше получать информацию, например о наличии земельных участков под застройку. Наладить весь этот процесс, конечно, сложно, но это наш путь оптимизации бизнеса, и мы его выбрали.

Как бренд Hilton выбрали для гостиницы “Ленинградская”?

Мы узнали о “Ленинградской” благодаря довольно влиятельной на московском рынке управляющей компании, с которой у нас давно установились прочные партнерские отношения. Потом мы познакомились с расположением “Ленинградской”, ее историей и планами реконструкции. Hilton имела дело с рядом отелей в самых разных странах, которые, представляя собой грандиозные, внушительные здания, подвергались радикальной реконструкции в соответствии со стандартами нашей сети. Мы верим, что бренд Hilton откроет для “Ленинградской” новые возможности. Сейчас в отеле идет реконструкция – число номеров планируется снизить с 329 до 275, минимальную площадь номера увеличат с 18 до 33 кв. м, что соответствует мировым стандартам гостиниц класса “4 звезды”. Московский рынок однозначно может вместить как минимум 4–6 отелей Hilton, а в долгосрочной перспективе – даже больше. Например, в Лондоне сейчас (включая территорию аэропортов) функционирует 14 Hilton.

С какими специфическими для Москвы трудностями вы столкнулись?

Любое существующее здание представляет собой определенный вызов, если его начинают реконструировать. Сталкиваешься с различными существующими характеристиками, которые должны быть изменены в рамках введения новых стандартов. Однако надо признать, что препятствия, встречавшиеся у нас на пути, не были чем-то специфическим для Москвы – это были те же проблемы, с которыми представители нашей сети сталкиваются в самых разных странах вот уже 30 лет.

Расскажите, пожалуйста, о проекте Hilton в Новосибирске.

Проект, о котором мы заявили несколько месяцев назад, мы реализуем в партнерстве с компанией London & Regional Properties (LRP). Наша компания уже наладила партнерство с ними по отелям брендов Hilton и Park Lane. LRP также заинтересована в росте гостиничного рынка в России, планирует инвестировать минимум в 25 отелей на территории России в ближайшие 5–7 лет. Отель в Новосибирске Doubletree by Hilton – их первый проект, там только что началось строительство.

Москва занимает 2-е место в Европе по стоимости гостиничных номеров. Что вы можете сказать о возможностях столичного гостиничного рынка?

Мне кажется, одной из причин того, что в Москве относительно высокая стоимость гостиничных номеров, является нехватка крупных международных гостиничных операторов. В Москве сегодня работает около 10 отелей с ведущими международными брендами, тогда как в Лондоне и Париже представлено по 200 и более ведущих гостиничных брендов. Еще одна причина высоких цен на отели – спрос катастрофически опережает предложение, на это нашей “команде развития” следует обратить особое внимание.

Москва находится на перекрестке путей из Европы в другие части света, и, конечно, возможности для туристов здесь должны быть куда более разнообразными, чем те, что мы имеем на сегодня. В отелях Москвы чрезвычайно трудно забронировать номер. А чтобы организовать эту встречу с вами (в переговорной комнате отеля “Метрополь”. – “Ведомости”), нам потребовалось три месяца. В Лондоне у нас ушла бы на это максимум неделя. Мы видим, что такое положение вещей в Москве действительно может стать международной проблемой. В то же время это и огромные возможности для роста. Однако для развития делового туризма высокая стоимость гостиничных номеров, слухи о том, что в Москве дорого останавливаться, безусловно, вредны.

В последние несколько лет в Москве наблюдались одновременное снижение отельного фонда и рост спроса на гостиничные номера. Я считаю, что надо использовать существующую возможность и увеличить номерной фонд Москвы, таким образом стабилизировав спрос. Мы не считаем, что это возможно в ближайшие пять лет, на выравнивание спроса и предложения потребуется больше времени. Глядя на бурный рост краткосрочного туризма (отдыха в выходные дни) в Европе, я считаю, что Москва не получает причитающуюся ей долю. Вот Санкт-Петербург получает, а Москва – пока нет.

Какие у вас планы на Санкт-Петербург?

В Санкт-Петербурге мы будем работать сразу в нескольких сегментах. В категории de luxe мы будем представлены отелем “Conrad-Астория”, будет также открыто три отеля Hilton. В настоящее время мы находимся на начальной стадии освоения гостиничного рынка Санкт-Петербурга – ведем переговоры с потенциальными партнерами по бизнесу.

Каковы ваши планы по продвижению в России на ближайшие 10 лет?

Особенность нашей стратегии в том, что мы не инвестируем в собственность. Мы выбираем партнеров – владельцев зданий и далее работаем с ними как управляющая компания или по договору франшизы. В действительности мы инвестируем только в людей и ищем партнеров, инвестирующих в здания. Пришло время сделать наше присутствие на московском рынке более значимым, открыть здесь офис. Долгие годы у нас его не было, а теперь мы решили открыть здесь офис, в котором будет работать наша “команда развития”. Мы также хотим открыть в России операционный офис. Как, например, мы это сделали в Германии, где у нас на сегодня работает 14 отелей. Там функционируют операционный офис и офис развития. В “Ленинградской” мы будем проводить тренинг персонала. А в Новосибирске будем работать либо по договору франшизы, либо как управляющая компания. В целом в ближайшие 10 лет мы планируем открыть в России около 70 отелей нашей сети.

Руководство наймете иностранное?

Это зависит от того, какие отели мы будем представлять. Международный отель полного цикла должен нанимать на руководящие позиции лучших менеджеров, неважно, откуда они родом. В “Ленинградской” будут работать лучшие – и россияне, и другие. Их главная задача – как можно лучше представлять бренд Hilton. Я лично сторонник развития и воспитания локальных кадров. Лучшим способом узнать национальный рынок является назначение на руководящий пост его участника. Еще большее значение имеет такая политика в работе с отелями, предназначенными для той или иной фокус-группы. Важно, чтобы не только топ-менеджер, но и управляющая команда были представителями локального рынка.

У вашей компании есть специальные обучающие программы для персонала?

Да, у нас практикуется несколько уровней тренингов. У нас есть специальные тренинги для каждого из брендов. Эти тренинги мы можем проводить в США, где мы можем наблюдать за типом менеджмента в рамках того или иного бренда. Есть у нас и онлайн-тренинги – более 5000 наименований под общим названием Hilton University. Количество тренингов растет с числом наших брендов.

Вы сами патриот сети Hilton?

Да, я считаю, что наши отели лучшие в мире. У нас есть отели, отвечающие самым разным запросам. Если вы настроены платить $1000 в день, то мы можем вам предложить остановиться в одном из наших отелей полного цикла. Если же вы готовы заплатить за ночь всего $100, не посещать ресторан, а просто скромно поужинать в номере, у нас огромная сеть Hampton Inn (1400 отелей в Америке). У нас огромные возможности: мы действительно международная сеть, представленная в 76 странах, а слияние двух компаний полтора года назад позволило сети Hilton выйти за пределы США, предложить миру все те бренды, которые раньше можно было встретить только в Америке.

В нашей беседе вы упомянули пять важнейших для вас рынков. Российский гостиничный рынок мы уже обсудили. Каково положение дел с гостиницами в Великобритании, Испании, Италии и Германии?

Каждый из этих рынков предлагает уникальные возможности. Например, в Великобритании у нас 72 отеля. Каждый из этих рынков для нас важен по своим конкретным причинам. Например, Россия, как мы уже говорили, предлагает большие возможности и, кроме того, в Москве и Санкт-Петербурге нехватка гостиничных номеров, высокий девелоперский потенциал и т. д. Такая же ситуация в Индии и Китае – у нас там тоже огромные возможности, хотя представлены мы очень слабо.

Несколько личных вопросов. Что привело вас в гостиничный бизнес?

Я не отельер по специальности. Судьбоносной для меня стала работа в корпорации General Electric в США. Затем я вернулся в Великобританию и проработал в топ-менеджменте компании Black & Decker. А потом хедхантинговое агентство пригласило меня работать в системе Hilton в сервисный центр. Это предложение было довольно неожиданным, поскольку мне приходилось работать со стандартами, а не с людьми.

Ваши прогнозы по развитию международного гостиничного рынка?

Этот год был лучше предыдущего, а следующий тоже ничем нас не огорчит. Признаков грядущего спада пока не наблюдается. Конечно, я говорю о рынке в целом. Есть страны и регионы, где гостиничный рынок развивается более или менее динамично. Но в целом глобальный гостиничный рынок на подъеме, люди все больше путешествуют, даже в таких стабильных городах, как Нью-Йорк, может не хватать гостиничных номеров. В Лондоне в этом году наблюдался небывалый рост гостиничного сектора. Однако в целом в мире есть всего несколько регионов, где рынок развивается опережающими темпами, – Китай, Индия и, конечно, Россия. Еще недавно в этих странах можно было говорить только о въездном туризме. Но рост благосостояния населения увеличивает количество туристов среди жителей этих стран. Они начинают активно путешествовать, в том числе по стране. Развитие внутреннего туризма, в свою очередь, приведет к дальнейшему развитию гостиничного рынка этих регионов.