Искусство для одной счастливой деревни

Альфа-банк отметил открытие филиала в Барвихе вместе с главным американским галеристом Ларри Гагосяном

В клубе Prime Concept, в центре комплекса Barvikha Luxury Village, открылась выставка «Проникновение?» галереи Ларри Гагосяна. Ее организовал Альфа-банк к открытию своего филиала в Барвихе. В просторном зале с белыми стенами выставлено четыре десятка работ, по одной-двум от классиков первой (Пабло Пикассо, Хуан Миро) и второй (Марк Ротко, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн) половины прошлого века, бесспорных (Илья Кабаков, Ричар Сера, Виллем де Кунинг, Сай Туомбли, Джефф Кунс) и восходящих звезд современного искусства.

Все это не только знаменитые художники, но и лидеры рыночных продаж (а если кто-то еще в лидеры не вышел, то мощная Gagosian Gallery его туда непременно доставит). И хотя сам Ларри Гагосян перед вернисажем сказал, что ценовой диапазон на показанные работы очень широк (прайс-листа прессе не показали, но общую стоимость назвали – $80–90 млн), нет сомнения, что на выставке, как и в окружающих ее бутиках, не держат товара, чья цена не производит сильного впечатления.

Художественное впечатление от выставки не такое сильное. Имена художников бесспорные, произведения, что называется, салонные: мастерские, элегантные, есть ироничные, забавные, красивые, даже есть одна картина на драматично-порнографический сюжет, но ничего восхитительного, потрясающего, шокирующего. Даже от Кабакова, гениально умеющего задеть тонкие душевные струны, – две холодные концептуальные картины. Что уж говорить о Херсте, виртуозно морочащем публику и разводящем ее на деньги, – от него серийные бабочки, наклеенные на золотистый холст. Хотя такой отбор работ вполне понятен – зачем потенциальным покупателям роскошной деревни потрясения, они должны выходить с выставки довольными. А позитивное довольство от общения с искусством галерея обеспечивает по высшему разряду.

Парадный выход Ларри Гагосяна на Рублевку – это пока светский визит тяжеловеса арт-рынка: он только поиграл своими впечатляющими мускулами. Для Альфа-банка, как уверил перед вернисажем его президент Петр Авен (коллекционер не современного искусства), спонсирование выставки – не пиар-ход, а чистый интерес и удовольствие, как концерты Пола Маккартни и Элтона Джона. Так что вопросительный знак, стоящий в названии выставки, можно трактовать как знак меланхолического размышления владельца галерей в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и Лондоне и прав на продажу работ знаменитых художников: проникать в Барвиху с современным искусством – или не париться, созрела она для такого рода роскоши – или еще зелена.

На выставке есть симпатичная работа Ричарда Принса «Красная шутка» – на густом алом фоне написано, что одна женщина жаловалась: ее муж ведет себя как современный художник – два движения, и он кончил. В отличие от мужа, современному художнику для успеха вполне хватает и двух движений.