Мировая торговля: Закат свободной торговли


Торговая система, преобладавшая с 1945-го приблизительно по 1995 г., не может быть названа глобальной. Она была международной в том смысле, что в ней было задействовано много стран, и многосторонней в том плане, что участвовавшие в торговле нации придерживались ряда принципов, хотя на практике часто их нарушали. Эти принципы были производными от правил Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ). Однако в данной системе не участвовали социалистические страны, а большинство государств третьего мира либо не были членами данной организации, либо оставались пассивными наблюдателями. ГАТТ эффективно управлялось четырьмя игроками: это США, ЕС, Канада и Япония, хотя в действительности музыку заказывали первые два. Такую систему можно охарактеризовать как олигополистический картель.

Глобализация и лицемерие

Следует также заметить, что эта «четверка» фактически контролировала более 80% мировой торговли. В результате велись переговоры, достигались компромиссы и делались выводы, которые приносили выгоду только «большой четверке». Интересы других действующих лиц, а именно развивающихся стран, не принимались во внимание, и они во многих отношениях находились в невыгодном положении.

Преимущества, которыми обладала «четверка», а также некоторые периферийные страны-члены, такие, к примеру, как Швейцария, Норвегия и Австралия, позволяли им кроме всего прочего выходить из трудных положений в процессе торговых переговоров. Торговая документация была ужасно запутанной и трудной для понимания, хотя для подобного усложнения не было никаких особых оснований. Однако институциональная культура, возникшая в эпоху ГАТТ, отличалась бюрократической затуманенностью и путаницей. ГАТТ/ВТО, наверное, уникальна еще и в том смысле, что ее бесстыдно меркантильная риторика идет вразрез с ее фундаментальными принципами, в основе которых лежит идея либерализма. Таким образом, критики справедливо высмеивали ГАТТ/ВТО как бастион лицемерия. Наиболее вопиющий случай – это сельское хозяйство. Европейские переговорщики стенают и делают вид, будто сокращение субсидий, а также тарифов потребует колоссальных жертв и будет сопряжено с большими страданиями и болью, тогда как именно европейские потребители, прежде всего бедные, получат огромные выгоды от европейской сельскохозяйственной реформы и либерализации. Внутренняя склонность к беспардонной лжи со стороны переговорщиков неизбежно приводила к формированию крайне нездоровой атмосферы внутри организации, которая, несомненно, внесла значительный вклад в ослабление доверия к мировому управлению. В эпоху ГАТТ это не имело особого значения, поскольку главные игроки, «четверка» и компания, знали характер и правила игры. Но теперь, когда условия изменились, растет несоответствие между игрой и реальностью, а также между интересами защитников статус-кво и устремлениями недавно присоединившихся стран-членов.

Развивающиеся конкуренты

Победа «открытой рыночной экономики», если только данный термин уместен в данном контексте, была поистине ошеломляющей, а ее последствия – глубокими и широкомасштабными. Когда на мировом рынке свершилась революция и все большее количество стран приняли идею либерализации торговли, у Запада невольно потекли слюнки при виде так называемых развивающихся рынков. Тому факту, что развивающиеся рынки могут стать также развивающимися конкурентами, поначалу не придавалось большого значения. Однако цифры весьма красноречивы: в период с 1994 по 2004 г. торговый оборот Индии увеличился на 333%, Китая – на 487%, Чили – на 550%, а Вьетнама – на 575%.

Все это привело к появлению нескольких одновременных и взаимосвязанных тенденций: а) несколько развивающихся стран резко увеличили свою долю в мировой торговле; б) это означало не только более активное проникновение на западные рынки (в первую очередь на рынок США), но и к постоянно нарастающим торгово-инвестиционным потокам между странами Юга; в) накопление гигантских золотовалютных резервов и шальные деньги, аккумулированные странами – экспортерами нефти благодаря резкому росту цен на энергоресурсы, привели к изменению мирового баланса финансовых ресурсов и благосостояния, о чем наглядно свидетельствует появление так называемых фондов суверенного богатства; г) тем временем развивающийся мир по-прежнему считает себя ущемленным системой, изобретенной и отшлифованной «большой четверкой» на протяжении нескольких десятилетий; д) в то время как стремительно развивающиеся страны, наслаждающиеся плодами глобализации, даже несмотря на их неравномерное распределение, с воодушевлением поддерживают открытую рыночную экономику, на Западе усиливается недовольство открытой торговлей и все чаще звучат настойчивые призывы вернуться к протекционистской политике; е) как следствие, мировая система торговли постоянно дает сбои.

Новая лига наций

Если свободная торговля была оружием сильных, то протекционизм был щитом для слабых. Инновационные и конкурентоспособные западные фирмы остаются приверженными свободной торговле. Однако их политический вес ослабевает, тогда как влияние неконкурентоспособных компаний возрастает, равно как и лобби тех крупных корпораций, которые желают сохранить свои привилегии (особенно в сфере сельского хозяйства). Все более значительный процент рабочих и служащих чувствуют угрозу своему положению; традиционно открытые рынки угрожали только синим воротничкам или рабочему классу. Но с появлением аутсорсинга (привлечение специалистов из-за рубежа) вследствие революции в области средств связи и информации заволновались и белые воротнички. Это растущее чувство неуверенности, страх перед неведомыми и бурными водами, куда направляется корабль мировой экономики (похоже, потерявший управление и даже не имеющий компаса для ориентирования на местности), усугубляются всемирными проблемами. Такими, как изменение климата и опасения мировой экологической катастрофы, а также боязнь утраты национального своеобразия в связи с массовой иммиграцией. Добавьте к этому быстрый закат американского могущества и трясину Ближнего Востока, устрашающий рост финансово-промышленного потенциала Китая, усиливающееся неравенство и все еще высокий уровень бедности, а также страх перед возможными опустошительными пандемиями.

Предзнаменования довольно зловещие. Судя по нынешнему положению вещей, будущее свободной торговли выглядит довольно туманным. Это происходит как раз в то время, когда систему следует укреплять, а не ослаблять – как для того, чтобы дать пристанище новым игрокам, особенно Китаю, так и для того, чтобы обеспечить более равномерное распределение благ всемирной торговли для умножения всеобщего благоденствия и снижения уровня бедности.

Есть насущная потребность в новом мировом договоре XXI столетия наподобие Атлантической хартии 1941 г., которая предвозвестила дух и конструкцию послевоенного урегулирования. Необходима не столько совершенно новая архитектура мирового устройства, сколько реформирование и перестройка существующих учреждений. Если не считать членства в «восьмерке», Россия в последнее время находилась на обочине мировой экономической архитектуры. Она до сих пор не вступила в ВТО, и в настоящее время усиливаются сомнения по поводу того, принесет ли России членство в этой организации реальные блага. Учитывая большую зависимость России от нефти и газа, трудно представить себе чисто экономические доказательства целесообразности присоединения к ВТО. Но важно, чтобы государства смотрели дальше краткосрочных материальных выгод, хотя никто из них в настоящее время этого не делает. Наше время требует искусного управления государственными делами. Изучая историю 30-х гг. прошлого века, невольно удивляешься тому, как Лига Наций в Женеве становилась все более беспомощной и бесполезной организацией. Когда встреча министров стран – участниц ВТО, прошедшая в 1999-м в Сиэтле, закончилась оглушительным провалом, тогдашний генеральный директор ВТО Майкл Мур выразил опасение, что организация может стать экономической Лигой Наций XXI в. Сегодня это невеселое предположение, похоже, материализуется.

Автор – профессор международной политэкономии в Международном институте развития управления (IMD), Лозанне, основатель и директор Эвианской группы по изучению экономического порядка в эпоху глобализации.