Точка зрения: В предвкушении полета


Я очень люблю летать. Этим и объясняется мое негативное отношение к тому, что большинство аэропортов все меньше и меньше соответствуют своему главному предназначению – места, где совершаются полеты.

В таких аэропортах вы не увидите самолет до объявления посадки, а на борту вас будут всячески “развлекать” едой, напитками и кинофильмами – словом, сделают все, чтобы вы позабыли собственно о полете. В каком-то смысле это упущенная возможность. На мой взгляд, аэропорт должен нести в себе праздник, олицетворять собой радость полета, иметь торжественный вид. Идеальный аэропорт должен быть внушительным снаружи и предельно просто организованным внутри. Тогда полет будет символизировать безопасность, эффективность и благополучие. В широком смысле аэропорт – это ворота в другие города и страны, окно в мир.

В осуществлении полета, равно как и в разработке проекта, участвуют невидимые силы; эти процессы подчиняются определенным правилам. В целом их осуществление зависит от объединения воедино самых разных сложнейших систем. Аэропорт представляет собой рафинированную обитаемую инфраструктуру. Работая над проектом аэропорта в Стенстеде в начале 1980-х, я решил придать сооружению вес, сделать его похожим на первые взлетные поля, к которым можно было подъехать прямо по автостраде. Чтобы перейти из наземной части в воздушную, достаточно было пройти терминал, у которого ожидал самолет.

Мы добились предельной простоты организации Стенстеда, в корне изменив традиционное представление о терминале. Для этого пришлось перенести систему воздуховодов, которая обычно находится непосредственно под крышей, в подземную часть комплекса.По зданию стало проще передвигаться, а зал ожидания получил естественное освещение. Впоследствии эту модель взяли на вооружение многие аэропорты мира.

В 1998 г., по окончании строительства международного аэропорта в Гонконге, мы стали работать над созданием “аналоговой” модели – без цифр и кодов. Возводя крупнейший в мире аэропорт, мы старались соблюсти баланс между пропорциями и простотой организации пространства. Мы также в полной мере осознали коммерческую выгоду магазинов и бутиков в аэропорту, уделив им должное внимание и вместе с тем не позволяя отвлечь пассажиров от главной цели – путешествия.

Аэропорты в Стенстеде и Гонконге – достойный опыт прошлого, тогда как строящийся аэропорт в Пекине – еще один серьезный шаг на пути к аэропорту будущего. Он будет беспрецедентен по размерам – его площадь в 2,5 раза больше международного аэропорта в Гонконге (пока это самое большое в истории здание). Если сложить площадь нового, 5-го, терминала аэропорта Хитроу с уже существующими 1-м, 2-м, 3-м и 4-м и полученную сумму увеличить на 17%, то получится площадь аэропорта в Пекине. Примечательно, что большинство помещений будет располагаться под общей крышей. Это предельно компактный терминал; простота и лаконичность дизайна делают пребывание в таком аэропорту чрезвычайно комфортным. Шаг в сторону рационализации аэропортов диктует новые требования к дизайну, подобно самолетам они должны стать чище, безопаснее и эргономичнее.

Немного о темпах: строительство пекинского аэропорта – от проектирования до ввода в эксплуатацию – займет всего четыре года. Столько же времени ушло на утверждение проекта 5-го терминала в лондонском Хитроу. Примечательно, что в пекинском аэропорту почти все компоненты, за исключением систем транспортировки багажа, были произведены в Китае по самым высоким стандартам качества. Отдельные “эксперты” утверждают, что для соблюдения сроков строительства пришлось нанять на полный рабочий день 50 000 и более человек. Критики никак не возьмут в толк, что чудо стало возможным исключительно благодаря правильной организации труда и грамотному менеджменту, но отнюдь не благодаря гигантскому количеству рабочих рук. Пекинский аэропорт будет отвечать своему предназначению, станет для жителей Китая воротами в другие страны.

Этот аэропорт выводит извечный диалог о пространстве и его организации на качественно новый уровень. Переходя из наземной зоны аэропорта в воздушную, можно наслаждаться панорамными видами, созерцать самолеты сверху. Строительство планируется закончить в декабре, а ввод в эксплуатацию назначен на март. Но уже сейчас, в преддверии летней Олимпиады-2008, операторы тренируют штат и проверяют готовность всех систем гигантского механизма.

Таким образом, каждый из приведенных мною примеров – Стенстед, Гонконг, пекинский аэропорт – устанавливает новые стандарты. Хотя аэропорт – всего одна из составляющих современного города, у него есть все шансы стать центром гостиничной, выставочно-конференционной и, наконец, торгово-развлекательной жизни. Это позволит аэропорту в перспективе тоже стать городом, хотя и в миниатюре. (FT, Елена Шувалова, Ольга Медведкина)