Новинки книжных развалов: Семь возрастов компании


Уильям Бриджес

Управление компанией в период структурных изменений. М.: Вильямс, 2007. 208 с.

В пьесе «Как вам это понравится» Шекспир описал семь возрастов человека, а его тезка Уильям Бриджес стал зарабатывать на этом деньги. Применяя понятие «возрасты» к жизни современных компаний, он уже более 25 лет успешно консультирует руководителей американских фирм на тему «менеджмент переходного периода». Шекспировские этапы жизни организаций, по Бриджесу, выглядят так: грезы и мечты; запуск предприятия; организация деятельности; производство; становление института; сворачивание деятельности; гибель.

Представьте себе компании в виде машин и людей у светофора. Когда загорается красный свет – следует отказ от прежнего (старого) способа ведения дел; при желтом наступает черед промежуточного периода, «когда старое ушло, а новое еще не работает в полную силу»; зеленый означает обретение нового. Но что делать водителям и пешеходам, если желтый свет горит не переставая? По версии Бриджеса, они попадают в нейтральную зону, где «вы зависаете между «было» и «будет». Компаниям и людям нелегко преодолевать этот этап. Например, в Procter & Gamble после закрытия завода по производству бумаги издавалась газета «для поддержания контакта со служащими во время долгих месяцев неопределенности». В ней, как пишет Бриджес, «давалась информация о людях, которые нашли работу на других заводах P&G, была колонка с советами специалиста– «консультанта по процессу перехода»; семьи, переезжавшие на новое место, печатали в газете объявления о продаже машин, бытовой техники и одежды». Выпускают ли наши компании ежегодники с описанием последнего года работы сотрудников или просто выгоняют их из заводских общежитий – вопрос скорее риторический.

По Бриджесу, пик шекспировских этапов жизни организаций – производство: компании «начинают пожинать плоды успешного раннего развития, плоды в виде финансового успеха, роста штата, расширяющейся производственной линии и повышения репутации». Однажды Бриджес консультировал топ-менеджеров такой компании и обмолвился: «В данный момент организация может решить, что ей нужен внушительный кабинет для совета директоров с красивым большим столом». Все рассмеялись, кроме генерального директора, – оказывается, он как раз поставил себе такой стол.

Положит ли такой руководитель на стол эту книгу? Думаю, да, хотя бы для того, чтобы процитировать сотрудникам фразу из Бриджеса: «Обновление происходит не в результате изменения определенных процессов или культурных ценностей, а в результате возвращения назад, к началу жизненного цикла». Иными словами, автор советует чаще припадать к истокам бизнес-модели, создавшей машину по загребанию денег.