Аномальная любовь к технике

Россияне тратят на бытовую технику больше, чем жители 42 других стран, принадлежащих к числу крупнейших розничных рынков мира

К таким выводам пришли аналитики Deutsche Bank, готовившие аналитическую записку к IPO компании «М.видео». При этом глобальные среднестатистические затраты на покупку бытовой техники и электроники (БТЭ) снижаются. Если в 2001 г. потребители всего мира выделили на покупку техники 2,5% от своих общих расходов, то в прошлом году этот показатель составил 1,9%, отмечено в исследовании. Россию депрессивная тенденция не затронула. Согласно приведенной статистике в прошлом году затраты россиян на покупку БТЭ составили 5,4% от их общих расходов – вдвое больше среднемирового показателя. Сопоставимые доли имеют только Турция и Египет с 4,9% и 4% соответственно, что эксперты Deutsche Bank объясняют ненасыщенностью их рынков. Самые высокие затраты среди развитых стран в Великобритании (3%) и Японии (2,9%). Это связано с высокой скоростью смены технологий на этих рынках и сравнительно небольшой стоимостью новинок, говорится в документе.

В России сформировалось общество потребления, живущее сегодняшним днем: люди тратят почти все, что зарабатывают, вместо того чтобы делать накопления, объясняет особенности российской статистики Елизавета Тотунова, PR-директор компании «Мир». Одну из причин этого она видит в привычке россиян к нестабильности: многие просто боятся копить. Поэтому потребители покупают дорогую бытовую технику и новейшие модели мобильных телефонов. Например, в «Мире» большим спросом пользуется телефон Nokia N95 стоимостью более 20 000 руб. и 42-дюймовая плазма Pioneer PDP-4280XA за 75 000 руб. с лишним, добавляет Тотунова. «Полагаем, со временем дисбаланс пройдет: вырастет доля сбережений, более значительная часть затрат пойдет на оплату жилья, выплаты по ипотеке и прочие капитальные расходы», – говорит она. Россияне действительно любят новинки: например, мобильные телефоны они меняют в среднем в три раза чаще, чем европейцы, соглашается Надежда Сенюк, директор по связям с общественностью сети «Техносила». Но кроме того, отечественный рынок бытовой электроники до сих пор один из самых ненасыщенных в мире: в стране есть города, где у населения нет даже необходимых товаров БТЭ. А зарплаты относительно других стран невысокие, поэтому БТЭ оказывается для россиян более дорогой покупкой, чем для европейцев или американцев, добавляет Сенюк. Действительно, среднестатистическая российская семья в 2006 г. потратила на покупку БТЭ $180, тогда как, например, португальская – $247 (2,1% от расходов), а норвежская – $751 (2,6%). По обороту российский рынок БТЭ в 2006 г. оказался на седьмом месте в мире с результатом $25,6 млрд (без учета НДС), подсчитали в Deutsche Bank.