Душевное равновесие: На место другого


– Почему он никак не может понять, чего я от него хочу? – раздраженно спрашивал меня Виктор Иванович. – Это же совсем не сложно! И я говорил ему это не один раз. Мне просто нужно, чтобы он...

– Погодите, – остановил я его, – если вы уже говорили ему это не один раз, давайте попробуем понять, почему это не работает, и сделать что-нибудь другое.

Виктор Иванович удивился и действительно внутренне притормозил, перестал «гнать эмоцию» – тем более что его подчиненного здесь не было, а был я, психолог-консультант, никак не виноватый в непонятливости его сотрудника.

– Давайте поставим себя на место вашего подчиненного... кстати, как его зовут?

Виктор Иванович не сразу нашелся:

– Казимир Петрович, кажется...

–Так вот: поставим себя на место Казимира Петровича и попробуем понять, что он слышит, когда вы не первый уже раз говорите ему, что он должен...

– Он должен выполнять свои обязанности и делать то, что я ему говорю! – опять начал распаляться мой клиент.

– Ну, – заметил я, – прежде всего он слышит ваше раздражение. И если он человек робкий, то пугается. Если гордый – обижается, а если и то и другое вместе (так часто бывает), то и вовсе впадает в ступор. А кстати: он умеет делать то, что вы от него хотите?

– Да он же пришел в отдел после десяти лет работы на производстве, должен же он...

– А может, в вашем отделе это делают иначе, чем он привык?

– Я про то ему и говорю, что здесь это делается иначе! Десять раз объяснял.

– Наверное, то, что вы ему десять раз объясняли, он как-то понял. Может, не понимает чего-нибудь другого?

– Откуда я знаю, чего он не понимает?! – совсем уже разозлился Виктор Иванович.

– Но если вы не знаете, чего он не понимает, как вы можете объяснить, чего именно вы от него хотите?

Похоже, ситуация для Виктора Ивановича начала проясняться.

– Нет, – сказал он, помолчав, – я вспомнил, Петр Казимирович его зовут. Может быть, я действительно несколько резковат... Так вот же, – воскликнул он через минуту, – я понял! У них на производстве то, чего я от него требую, делал другой человек, а я как раз и втолковываю ему, что здесь это делать должен он сам. Так, может, он действительно не знает, как это делается?

– А вы его спросите, – предложил я.

– Я? Его?

– Ну да! Чтобы что-то объяснить, нужно понять, чего человек не понимает, поставить себя на его место. Для этого в первую голову нужно его послушать, а если он затрудняется объяснить, так еще и порасспрашивать, помочь ему. И нужно быть таким собеседником, которому можно что-то рассказать. А если вы сразу в крик, так человек и не знает, куда ему свои вопросы вставить. Уйдет он от вас с испугом и обидой, а дело не сдвинется.