Oт редакции: Заморозки на почве


Соглашение о замораживании цен на продукты питания первой необходимости на федеральном уровне (см. статью на стр. А1) ожидалось: хотя на местах губернаторы достаточно успешно склоняют бизнес к тому же самому уже две недели, важен все-таки пропагандистский эффект в масштабах всей страны. Ведь это исключительно предвыборный шаг, а выборы не только сформируют новый состав Госдумы, но и, как свидетельствуют заявления функционеров «Единой России», станут «референдумом о всенародной поддержке Путина и его курса».

Уровень инфляции зависит, в частности, от инфляционных ожиданий. Именно их и призвано в первую очередь снизить соглашение. Только эффект вряд ли будет долгим.

Особое неудобство от принимаемых правительством мер по борьбе с инфляцией испытывает вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин, которому на протяжении ряда лет удавалось ограничивать госрасходы и стерилизовать нефтяные доллары в стабфонде. Он предпочитает говорить о ситуации в условном наклонении: «Заморозить цены нельзя. Это рынок, а цены на рынке не замораживаются. Это было бы ошибкой» – или софистически играя с понятиями: «Правительство не борется с движением цен в принципе, а правительство борется с пиками» (интервью «РИА Новости»).

Беда в том, что в данный момент спорным является скорее тезис «это рынок». К «пику» привел не только рост цен на мировых рынках, но и серьезный предвыборный рост бюджетных расходов в 2007 г., и монополизация российской экономики, которая только усиливается благодаря мощной государственной экспансии. Отсутствие единого регулятора инфляции (которым должен быть ЦБ), недостатки тарифного и антимонопольного регулирования (за которое отвечает правительство) – аппаратные причины низкой эффективности борьбы с инфляцией.

Побуждая бизнес замораживать цены, государство фактически перекладывает на компании часть своих предвыборных расходов. Возможно, это не очень дорого для бизнеса, но не решает ни структурных, ни административных задач борьбы с инфляцией.