Простое правило марксиста Спинетты

За 10 лет руководства Air France бывший поклонник «Капитала» превратил неэффективную государственную организацию в крупнейшую авиакомпанию мира.

В октябре Жан-Сирилю Спинетте исполнилось 64 года. В авиационный бизнес он пришел в 1990 г., став председателем совета директоров и генеральным директором авиакомпании Air Inter. Тогда французское правительство добивалось слияния Air Inter с Air France и UTA, понимая, что только так можно сохранить их бизнес в условиях либерализации рынка ЕС. Понимал это и Спинетта, успевший в 1980-х поработать ведущим администратором в кабинете Мишеля Дельбара, занимавшего последовательно ряд министерских постов.

Процесс консолидации на мировом рынке авиаперевозок был медленным и трудным, но именно Спинетта задавал его темп. В 2003 г. он организовал поглощение нидерландской KLM – эта сделка, завершенная в 2004 г., стала первой в Европе покупкой национальной авиакомпании. Объединенная Air France – KLM вышла на первое место в отрасли по объему доходов. Спинетта и ван Вейк, бывший генеральный директор KLM, сумели обеспечить плавную интеграцию двух подразделений, опровергнув скептические прогнозы. Слияние бизнес-структур было постепенным и основывалось на взаимном доверии.

Спинетта – интеллектуал со спокойной уверенной манерой речи. Получив образование в элитных учебных заведениях, включая Национальную школу администрирования (ENA), он в течение своей карьеры успел немало поработать как в государственных структурах, так и в частном бизнесе. Сейчас Спинетта снова оказался на перепутье: ему предстоит решиться на очередной очень серьезный шаг. «Консолидация не завершена, – говорит руководитель. – Вскоре последуют новые поглощения, ведь для небольших авиакомпаний единственная возможность выжить заключается в слиянии. Но как именно пойдет этот процесс, никто не может предсказать».

Новая сделка Air France может упрочить репутацию Спинетты как самого мудрого аналитика в отрасли, но может и свести на нет успехи, достигнутые на сегодня его компанией. До слияния Air France с KLM и последовавшего поглощения Swiss немецкой Lufthansa подобные сделки на авиационном рынке всегда были сопряжены с огромными проблемами.

Сейчас речь может идти о покупке таких компаний, как итальянская Alitalia, переживающая серьезные трудности, и намного более успешная испанская Iberia. Разумеется, Спинетта рассматривает обе эти возможности, но то же делают и его конкуренты, включая British Airways, которая уже владеет 10% акций Iberia и входит в консорциум, намеревающийся в октябре сделать испанской компании предложение о покупке. «Iberia сейчас в хорошей форме, но понятно, что акционеры и руководители компании считают слияние неизбежным и не желают ждать ухудшения ситуации, – рассуждает Спинетта. – У итальянской компании положение хуже, и решение надо принимать быстро».

Действительно, итальянское правительство активно ищет покупателя на 49,9% акций Alitalia, тогда как Iberia может вести переговоры о слиянии с позиций силы – как и KLM несколько лет назад. «Тогда мы доказали, что подобные транснациональные слияния вполне могут быть успешными с финансовой точки зрения, – вспоминает глава Air France. – Поначалу никто не верил, что два столь крупных аэропорта, как амстердамский Schiphol и парижский Charles de Gaulle, расположенные всего в 500 км друг от друга, смогут нормально сосуществовать ко взаимному благу. Считалось, что один из них будет каннибализирован. Однако сейчас сочетание этих двух объектов – один из самых ценных наших активов».

Проблема консолидации обостряется еще и из-за растущей конкуренции со стороны перевозчиков-дискаунтеров. «Это также заставляет мелкие компании искать партнерства с более крупными», – отмечает глава Air France.

Сейчас Спинетта руководит компанией, доля правительства в которой составляет не более 17%, однако по мировоззрению он по-прежнему напоминает государственного деятеля. В революционный период конца 1960-х Спинетта был леваком. «Я читал «Капитал» Маркса наряду с работами Шумпетера и Кейнса», – вспоминает он. В те годы у него завязалось немало полезных связей: в ENA он познакомился с Луи Галлуа (ныне глава EADS), Аленом Жюппе и Домиником Пербеном (оба в разное время занимали должность министра транспорта). Работая в аппарате президента Миттерана, Спинетта познакомился с Анной Ловержон, гендиректором Areva, и Юбером Ведрином, ставшим затем министром иностранных дел.

Когда Спинетта возглавил Air France, компания была убыточной, а сотрудники то и дело бастовали. Проведенная им реформа преобразила Air France. «И это произошло без какого-либо вмешательства государства, – говорит руководитель. – Правило очень простое: если вы приносите прибыль, правительство Франции не лезет в ваши дела».