Штокман наконец поделили

Вторым партнером «Газпрома» по его разработке стала норвежская StatoilHydro

Штокман

газоконденсатное месторождение в Баренцевом море. ЗАПАСЫ – 3,7 трлн куб. м газа (C1+C2). ВЛАДЕЛЕЦ ЛИЦЕНЗИИ – ЗАО «Севморнефтегаз», 100%-ная «дочка» «Газпрома». ПРОЕКТ – разбит на несколько фаз с общим прогнозом по добыче до 94 млрд куб. м газа в год. Первая фаза – годовая добыча 23,7 млрд куб. м, план по инвестициям – $13–15 млрд. С 2013 г. газ должен пойти в систему газопроводов, с 2014 г. – c построенного СПГ-завода в США.

О том, что 24% в новом операторе Штокмана достались StatoilHydro, первой сообщила пресс-служба Кремля: Владимир Путин во время утреннего телефонного разговора с норвежским премьер-министром Йенсом Столтенбергом сообщил ему приятную новость. Сразу после этого акции норвежской компании взлетели на 4% – рекорд за последние пять недель.

«Газпром», который получит 51% оператора, лишь к вечеру сообщил о приобретении нового партнера. Первые 25% в июле закрепили за французской Total тоже после телефонного разговора – тогда Путин побеседовал с французским президентом Николя Саркози.

На оставшиеся 24% в проекте помимо StatoilHydro претендовала американская ConocoPhillips. В пользу Conoco было два аргумента: политический – России нужны хорошие отношение с США и экономический – регазификационные терминалы Conoco, на которые мог бы поставляться СПГ со Штокмана. В сентябре источники в «Газпроме» говорили «Ведомостям», что обе компании должны получить доли в Штокмане. На прошлой неделе представители Conoco говорили, что «с нетерпением ждут решения». Вчера представитель ConocoPhillips сказал «Ведомостям», что компания разочарована выбором «Газпрома».

Штокман входит в пятерку крупнейших месторождений «Газпрома». Иностранцы не получат прямого доступа к его запасам, предупредил концерн еще летом. Партнеры учредят специальную компанию, которая будет оператором первой фазы проекта. Весь газ останется за «Газпромом», а новый оператор построит всю инфраструктуру (СПГ-завод, платформы и проч.), будет владеть ею 25 лет, нести все риски, а потом – получать деньги от «Газпрома» за ее использование. Оператор должен быть создан до конца года, говорит менеджер «Газпрома». Но до второго полугодия 2009 г. он будет заниматься лишь разработкой ТЭО проекта. Только потом «Газпром» и партнеры решат, нужен ли им проект и на каких условиях они будут инвестировать, говорит собеседник «Ведомостей». Тогда же будут подписаны и окончательные соглашения о партнерстве, добавляет представитель StatoilHydro Ола Мортен Аанестад.

Вряд ли американцев оставили за бортом по политическим причинам – у Conoco, акционера «Лукойла», хорошие отношения с Россией, считает руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Скорее всего на почти равной доле с Total настояли норвежцы, а их технологии важнее для «Газпрома», рассуждает эксперт. Но StatoilHydro получит меньше прав в органах управления оператора, чем Total, уверяют несколько источников в «Газпроме». Аанестад говорит, что нужно подождать до 2009 г., когда будут подписаны окончательные соглашения. Пока StatoilHydro договорилась с «Газпромом», что получит два из девяти мест в совете новой компании, уточняет Аанестад. В «Газпроме» от комментариев отказались, комментарии Total получить не удалось.