Каждому киоску – свое место


Минэкономразвития внесло в правительство концепцию законопроекта о торговле. Федеральные власти будут вырабатывать госполитику в сфере торговли, региональные – вести торговый реестр, а местные – определять географию размещения магазинов. В итоге текст концепции оказался мягче, чем задумывался: первоначальный вариант предполагал, что крупные ритейлеры (площадь более 1500 кв. м) будут получать разрешения региональных властей на открытие каждой торговой точки. Для малых (до 500 кв. м) и средних операторов планировалось сохранить уведомительную систему. Теперь спрашивать разрешения придется только для лотка, киоска, палатки. Места будут предоставляться на конкурсной основе. Остальные должны будут уведомлять о своих планах: в законе будет оговорен стандартный пакет документов, необходимый для открытия магазина, и, если их легитимность подтверждается, местные власти обязаны выдать свидетельство в течение трех дней, говорит начальник отдела Минэкономразвития Надежда Кузнецова.

До начала работы предприятия разрешение давать бессмысленно – его надо контролировать в процессе, обрадована член правления Международной конфедерации обществ потребителей Диана Сорк. А ларьки будут получать разрешение не на торговлю, а на то, чтобы разместить торговую точку в конкретном месте, это логично, считает она.

Зато для сетей ужесточится антимонопольное законодательство. Доминирующим будет признано предприятие, занимающее более 15% рынка, коллективными монополистами станут три компании, занимающие 20% (не менее 3% каждая), или четыре с 30%. «Крупные сети давят малый бизнес, нас это не устраивает», – говорит руководитель комитета Думы по экономполитике Евгений Федоров. ФАС снижает процент доминирования в торговле, чтобы контролировать рост цен, предполагает руководитель департамента юрфирмы «Клифф» Елена Аксенова. В других странах нет такого низкого порога доминирования, сетует замгендиректора сети «Мосмарт» Семен Слуцкий.