Китайская головоломка

Часть своего широкого ассортимента компания Арвачева производит самостоятельно и меняет по бартеру на деревянные игрушки других фабрик
Д. Гришкин

Москвичу Александру Арвачеву 34 года, он заканчивает Московский институт экономики, финансов и права. В бизнесе он с 25 лет. Начинал челноком, поработал наемным менеджером в компаниях, торгующих игрушками. «Решил начать свое дело в этой сфере, потому что исследовал рынок и понял, что ниша деревянной игрушки пуста, – делится Арвачев. – Ее изготовление – процесс дорогой и трудоемкий, запустить его в России сложно. Поэтому мы с партнером решили возить игрушки из Китая и продавать под своей торговой маркой».

Интересные партнеры

В поиске китайских партнеров Арвачев отправился на выставку игрушек в Гуанчжоу. Нашел компанию, продукция которой его устроила, и на $20 000 закупил партию. «Тогда же мы создали и компанию «Мир деревянных игрушек» [МДИ], и одноименный бренд, под которым начали эти игрушки продавать, – рассказывает Арвачев. – Заявили о себе в октябре 2005 г. на выставке «Мир детства», там нашли и первых клиентов». Сейчас годовой оборот компании Арвачева приближается к $300 000.

«Продукция МДИ нам сразу понравилась, мы начали сотрудничать и не ошиблись – эти игрушки хорошо продаются», – рассказывает директор компании «Маркер игрушка» (Екатеринбург) Екатерина Кочешкова. «Продукция МДИ отличного качества, ее мы продаем примерно на 200 000 руб. в месяц, сейчас у нас все продано, ждем новых поступлений», – говорит директор компании «Яртойс» (Ярославль) Владимир Чекалов. «На той выставке у нас даже не хватило товара на всех желающих, мы выбрали самых перспективных партнеров», – вспоминает Арвачев. «Мы являемся официальным дистрибутором МДИ в Уральском регионе, – объясняет Кочешкова. – Игрушки продаем по цене производителя, но, поскольку закупаем большой объем, поставщик делает нам скидки».

Без шальных глаз

«Год назад мы открыли в Китае производство. Арендовали часть фабрики в провинции Чженьцзянь, вложили в ее оборудование около $50 000 и начали делать простые игрушки – конструкторы, пирамидки, – рассказывает Арвачев. – У конкурентоспособной компании должен быть ассортимент в 300–500 позиций, но ни одна фабрика не может производить такое количество игрушек одновременно. Поэтому мы решили часть позиций производить, чтобы менять их по бартеру на деревянные игрушки производства других фабрик». В результате такого бартера игрушки, сделанные на фабрике МДИ, иногда попадают к российскому покупателю под маркой конкурента – компании «Винтик и Шпунтик».

На китайской фабрике МДИ работают три русских специалиста – следят, чтобы игрушки выходили качественные и без «китайщины». Арвачев утверждает, что работать с китайцами совсем не сложно. «Пусть не с первого, а с третьего раза, но мы нашли адекватных производителей, которые понимают наши пожелания. А если что-то делают не так, то без проблем переделывают. Например, в Китае заказы на игрушки размещают многие японские компании. И они просят, чтобы глаза у игрушек были как в японских мультфильмах – шальные. Китайцы пытались делать такие глаза и нашим игрушкам, но мы добились, чтобы такого не было», – рассказывает Арвачев.

Сейчас в ассортименте МДИ около 800 позиций (для сравнения: у «Томь-сервиса» – 60 позиций), отпускные цены варьируются в диапазоне от 30 до 480 руб. «В рознице эти цены обычно увеличиваются на 30–100%», – поясняет Кочешкова из «Маркер игрушки». Обычно МДИ продает игрушки через дилеров, но московские покупатели иногда обращаются в компанию напрямую.

Издалека. Дешево

«Российская деревянная игрушка иногда дороже китайской», – констатирует Кочешкова из «Маркер игрушки». «В Китае дешевая рабочая сила, плюс государство субсидирует производителей товаров для детей. Деревянные игрушки только с виду просты, но технологический процесс их изготовления довольно сложный, вот мы и отстаем», – объясняет Чекалов из «Яртойс». «Наш лес везут в Китай, а потом он возвращается к нам в виде готовой продукции, в том числе и игрушек. Которые даже с учетом перевозки и таможенных платежей стоят столько же, сколько и произведенные в России», – сетует директор компании «Томь-сервис» (производство в России деревянных игрушек, Томск) Александр Беликов.

Сейчас деревянные игрушки в России делают не больше 10 компаний. Произведенные же в Китае игрушки под своей торговой маркой помимо МДИ продают в России еще две компании – «Светоч» и «Винтик и Шпунтик». «Пока рынок позволяет нам всем ужиться в этом сегменте, но выиграет тот, кто предложит покупателю больше, чем конкурент», – заявляет Арвачев. «Особую привлекательность деревянной игрушке традиционно обеспечивают экологическая безопасность и национальный колорит. Эксперты прогнозируют в ближайшей перспективе повышение спроса», – рассказывает начальник аналитического отдела ИА «Кредитинформ Северо-Запад» Анатолий Смирнов. Русский колорит все чаще будет помечен маркировкой «Сделано в Китае».

За спросом не успевают

«Емкость российского рынка игрушек в 2006 г. составила $500 млн. Рынок растет стабильно высокими темпами – от 50% в 2004 г. до 150% в 2006 г. И такую динамику сохранит еще как минимум пять лет», – прогнозирует начальник аналитического отдела ИА «Кредитинформ Северо-Запад» Анатолий Смирнов. На долю российских производителей приходится 10–12% рынка, а темпы расширения отечественного производства игрушек катастрофически не успевают за спросом. Доля деревянной игрушки – 2–3% рынка.