Песни покупают охотнее, чем альбомы

Звукозаписывающие компании в ужасе – продажи музыки на традиционных носителях (CD и DVD) стремительно падают. Даже в США с их развитым рынком аудиозаписей

По данным Nielsen SoundScan, в США в первой половине 2007 г. продажи музыкальных альбомов на CD снизились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 19,3% до 205,7 млн дисков. А продажи цифровой музыки выросли за год на 60% – прежде всего за счет увеличения количества покупок отдельных песен. В первом полугодии их было продано 288 млн, а в тот же период 2006 г. – 242 млн.

Немного статистики

PricewaterhouseCoopers (PwC) опубликовала этим летом отчет «Всемирная индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2007–2011 гг.», в котором дала апокалиптический прогноз – к 2011 г. объем мирового рынка музыки и музыкальных видеоклипов на CD и DVD уменьшится до $17,6 млрд против $29,1 млрд в 2006 г. Падением спроса на CD объяснила увеличение убытков в III квартале 2007 г. крупнейшая звукозаписывающая компания – Warner Music Group ($17 млн против $14 млн годом ранее).

Через интернет музыка будет продаваться значительно лучше, считают в PwC: продажи будут расти на 26,8% в год, а мировой объем интернет-продаж составит к 2011 г. $22,8 млрд. По данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), в денежном выражении продажи музыки в цифровом формате (в основном mp3) достигли в 2006 г. $2 млрд против $1,1 млрд годом ранее. К 2010 г. четверть всех музыкальных треков будет продаваться через интернет (сейчас – всего 10%), прогнозирует IFPI.

Война и мир

Главный виновник падения доходов звукозаписывающих лейблов – интернет. Точнее, сайты, позволяющие бесплатно скачивать оцифрованную в домашних условиях музыку, и файлообменные (пиринговые) сети. В далеком 1999 году американская ассоциация звукозаписывающей индустрии (RIAA) подала первый иск к первой пиринговой сети Napster. Как файлообменный сервис Napster был закрыт в 2001 г., а когда в 2003 г. его приобрела компания Roxio, на сайте открылся легальный музыкальный магазин. С тех пор прекратили работу еще несколько пиринговых сетей – Kazaa, eDonkey и др.

Но продажи альбомов на дисках продолжали падать. Это заставило крупнейшие звукозаписывающие компании обратить внимание на онлайн-магазины. Во многом изменению их мировоззрения способствовал успех принадлежащего Apple крупнейшего музыкального интернет-магазина iTunes. Недавно о начале продаж музыки объявил и крупнейший интернет-магазин Amazon.

Долгое время лейблы распространяли цифровую музыку только со средствами защиты от копирования (DRM). DRM запрещает копирование трека и предполагает проигрывание музыки на ограниченном числе устройств. В 2005 г. в связи с DRM даже разгорелся скандал: Sony BMG обвинили в том, что она якобы снабжает диски DRM «шпионским» ПО. В этом году iTunes договорилась продавать записи EMI Music Group без DRM. Вскоре ее примеру последовала Universal Music Group.

Русские идут

Эксперты PwC уверены: по той же схеме ситуация будет развиваться и на российском рынке, хотя сейчас большая часть музыкальных записей покупается у пиратов либо скачивается с бесплатных сайтов. В России продажи музыки на физических носителях достигли пика в 2005 г. – $630 млн, в 2006 г. упали до $530 млн, а в 2011 г. составят $386 млн, ожидает PwC.

Западные тенденции для России применимы, считает основатель mp3search.ru Сергей Арсентьев. Доходы этого онлайн-магазина немного превышают $1 млн в год, но прирост трафика очень ощутимый – порядка 50% в год, говорит он. Арсентьев прогнозирует, что в 2008 г. количество бесплатных пиратских ресурсов увеличится, но станет меньше квазилегальных (т. е. торгующих по лицензиям, позволяющим коллективное управление правами) продавцов mp3. Причина – вступление в силу с января IV части Гражданского кодекса, которая позволяет платить авторское вознаграждение лишь правообладателю напрямую: сфера интернета будет выведена из сферы расширенного коллективного управления.

Рынок легальных продаж музыки в рунете не превышает $100 000 в месяц, считает председатель совета директоров концерна «Союз» Александр Менн. По его словам, в России, как и во всем мире, снизился спрос на CD. Правда, интерес к дискам утратили и пираты, за счет этого продажи легальных CD за девять месяцев 2007 г. даже подросли по сравнению с тем же периодом 2006 г .