Славянофил Медведев

В России интеллектуальную собственность нужно охранять так, чтобы ею можно было бесплатно пользоваться
Д. Гришкин

Российские законы по интеллектуальной собственности соответствуют международному праву, заявил Медведев на конференции «Социально-экономическое развитие России: новые рубежи». Но не все они соответствуют потребностям общества и человека, а потому многие из них не выполняются, заметил он. В этом, по мнению Медведева, причины «правового нигилизма», из-за которого регулирование оборота интеллектуальной собственности «зашло в тупик».

Медведев курировал принятие и подготовку IV части Гражданского кодекса, которая с 1 января 2008 г. заменит действующие сегодня законы об интеллектуальной собственности. IV часть ГК соответствует принципам международного права, согласен партнер юрфирмы Beiten Burkhardt Виктор Наумов.

Но существует противоречие между усиливающейся юридической защитой правообладателей и техническими достижениями, которые упрощают незаконный оборот интеллектуальной собственности, отмечает он: законы ужесточаются, но нарушать их все проще. Проблема в неисполнении действующих законов, считает представитель Международной ассоциации производителей фонограмм (IFPI) Игорь Пожитков: если положения IV части ГК будут исполняться с учетом интересов музыкального сообщества, регулировать эту сферу будет проще.

«Русский человек не хочет жить по закону – скучно ему», – процитировал Медведев одного из героев фильма Никиты Михалкова «Двенадцать». «Во многом эти слова не так уж далеки от истины, – заявил он. – В России исторически сложилось принимать законы, суть которых противоречит ориентирам российского народа». Если бы в Европу «экспортировались законы из других стран», там сложилась бы аналогичная ситуация. Впрочем, и международные правила устарели, следует из его выступления: их нужно менять при участии России.

Медведеву при принятии IV части ГК пришлось выслушать много несправедливой критики от американских правообладателей и у него персональная аллергия на них, объясняет заявление первого вице-премьера чиновник одного из ведомств. Развитие цифровых технологий сделало неприменимыми многие нормы авторского права, согласен он: слишком простым стало копирование и распространение произведений. По его мнению, в России люди психологически не готовы соблюдать жесткие правила охраны интеллектуальной собственности, на которых настаивают мейджоры, стремящиеся установить монопольно высокие цены.

Пока у пользователей не будет возможности платить за легальную продукцию, пиратский рынок будет расти, замечает Наумов. Возможно, рынок придет к тому, что можно будет скачивать с легальных сайтов музыку, платя не за каждый трек, а абонентскую плату, рассуждает чиновник. По оценке Пожиткова, в 2006 г. в России легальный рынок – $400 млн, пиратский – $400–410 млн. Легальный рынок составляет $300 млн, а пиратский – вдвое больше, считает исполнительный директор Национальной федерации производителей фонограмм (НФПФ) Алексей Угринович. На одну легальную запись приходится две нелегальные, сходятся оба эксперта.

Если интеллектуальная собственность в интернете не будет защищаться, то скоро не на что будет жить ее создателям, говорит председатель совета директоров компании «Союз» Александр Менн: ведь с момента попытки ее продажи она станет общественным достоянием. Если человек хочет стать известным, он предоставит к своим записям свободный доступ, если же он хочет заработать – надо защитить его право, считает Менн. Если в интернете фонограммы будут распространяться бесплатно, то артистам придется жить «чесом» (давать концерты в регионах и на корпоративных вечеринках), замечает Угринович: но это могут делать поп-исполнители, а создатели музыки более серьезных жанров потеряют средства к существованию.

Выступление Медведева совпало с рядом судебных процессов, инициированных звукозаписывающими компаниями. Мосгорсуд 24 октября подтвердил оправдательный приговор в отношении Дениса Квасова – экс-владельца сайта allofmp3. В Арбитражном суде Москвы рассматриваются четыре схожих иска от правообладателей (Gala Records, «Юниверсал мьюзик», «Стиль рекордс», издательство «Монолит») к сайтам, торгующим музыкой по соглашениям с обществами по коллективному управлению правами.

Цифровой бум помогает пиратам

Развитие рынка цифровой торговли музыкой началось в 2002 г., когда распространился широкополосный доступ, рассказывает Пожитков: с тех пор его объем вырастает вдвое каждый год. В мире легальный доход от цифровых продаж делится пополам между сайтами и сервисами мобильной связи. У нас 99% продаж приходится на сотовых операторов.