Щедрее Абрамовича

«Газпром нефть» готовит опционную программу. Но какой она будет – зависит от решения судьбы компании. Слово за «Газпромом»

Какой пакет акций может достаться менеджерам, Дюков говорить не стал: «Да, менеджменту, конечно, хотелось бы чем больше, тем лучше. Но на что мы уговорим «Газпром», не знаю». Хотя скорее всего выделенный под опционы пакет будет меньше, чем у «Сибур холдинга» и Газпромбанка (по 5%), поскольку и стоимость «Газпром нефти» выше, отметил он. В понедельник «Газпром нефть» стоила в РТС $21 млрд. Менеджеров, у которых были бы акции компании, в ее отчетности нет.

В «Сибнефти», которая в 2006 г. превратилась в «Газпром нефть», опционы не поощрялись. Но они очень важны для мотивации менеджеров. «Не имея этого инструмента, я просто не смогу руководить своими сотрудниками», – заявил журналистам президент «Газпром нефти» Александр Дюков. Вынести вопрос об опционах на совет директоров Дюков рассчитывает в начале 2008 г., после того как будет утверждена новая стратегия компании до 2020 г. (см. врез). В этой стратегии менеджмент возьмет на себя определенные обязательства, хотелось бы определенных обязательств и от акционеров, заметил Дюков.

В 2009 г. «Газпром нефть» может стать 100%-ной «дочкой» «Газпрома». Сейчас он контролирует 75,7% ее акций, но у него есть опцион до весны 2009 г. на выкуп еще 20% у итальянской Eni, после чего «Газпром» сможет требовать принудительного выкупа оставшихся на рынке бумаг нефтекомпании.

«Газпром» еще не решил, собрать 100% акций «Газпром нефти» и реорганизовать компанию в ООО или оставить ее публичной и доразместить акции на бирже. Дюков считает, что для компании лучше второй вариант, ведь она планирует серьезные инвестиции – $3–4 млрд в год, а занимать в таких объемах постоянно нельзя.

Но и без решения судьбы «Газпром нефти» опционную программу можно запустить, уверен Дюков. Например, «фантомную», как в «Сибур холдинге», когда менеджеры смогут получать разницу в цене акций. Готов ли «Газпром» это поддержать, в концерне не комментируют. Представитель Eni от комментариев отказалась.