Ян Питер Балкененде: "Нидерланды не боятся России", - Ян Питер Балкененде, премьер-министр Нидерландов

Нидерланды не опасаются экспансии российских госкомпаний и хотят стать центром распределения импортного газа на северо-западе Европы, рассказал Ян Питер Балкененде
Reuters

Небольшая страна Нидерланды – второй после Германии европейский торговый партнер России. Через Нидерланды идет часть товарооборота России с другими странами Европы. Несмотря на общее охлаждение отношений России и ЕС, Ян Питер Балкененде выступает за дальнейшее сближение с Москвой и поддерживает любимый проект «Газпрома» в Европе – Северо-Европейский газопровод.

1982

стал членом муниципального совета Амстердама, фракции Христианско-демократический союз

2001

возглавил фракцию Христианско-демократический союз

2002

стал премьер-министром Нидерландов и с тех пор возглавляет уже четвертый состав правительства подряд

$34,1

миллиарда прямых инвестиций из Нидерландов пришло в Россию в первом полугодии 2007 г., а общий объем прямых иностранных инвестиций в нашу страну за этот период составил $178,5 млрд

$51

миллиард составил экспорт товаров из России в Нидерланды в 2006 г., импорт оттуда – $32 млрд

Королевство Нидерландов

Расположено на северном побережье Западной Европы. Территория – 33 937 кв. км. Численность населения – 16,4 млн человек (на 1 января). Минимальная зарплата – 1265 евро в месяц (2-е место в ЕС после Люксембурга). ВВП в 2006 г. – 534,3 млрд евро, ВВП на душу населения – 31 800 евро (10-е место в мире). Роттердам – самый крупный порт в мире с 10 000 терминалов. До 40% экспорта страны приходится на реэкспортные товары, следующие через Нидерланды из США и Азии в Европу. В России работают голландские компании Shell, Philips, Fortis, Heineken и др.

– В начале ноября вы приедете в Россию. Какова цель визита?

– Я планирую встретиться с Владимиром Путиным и познакомиться с новым премьер-министром Виктором Зубковым. Мы намерены обсудить, как укрепить наши отношения в политической и социальной сфере, наши экономические связи и отношения между Россией и ЕС. Меня будет сопровождать торговая миссия, в состав которой войдут представители базирующихся в Нидерландах международных компаний, а также малого и среднего бизнеса. Российско-голландские отношения имеют давнюю историю, я уверен, мы сможем работать как стратегические партнеры и в будущем.

– Скандал вокруг «Сахалина-2» повлиял на отношение голландских инвесторов к России?

– Это сложный вопрос. Предсказуемая правовая среда и прозрачность – важнейшие условия для привлекательного инвестиционного климата. Инвестиции [в Россию] достигли в 2007 г. своего максимума. Когда говоришь с голландскими бизнесменами, то видишь у них интерес к отношениям с Россией. Но в то же время «Сахалин-2» был чувствительным вопросом, и я обсуждал его с Путиным. В любом случае мы считаем, что вопрос был решен гармонично и это способствовало укреплению доверия.

– В ряде стран ЕС серьезно обсуждается угроза экспансии суверенных фондов и госкомпаний, в том числе российских. В Германии идет подготовка к созданию специального защитного механизма. Вы планируете что-то подобное?

– Мы недавно обсуждали в парламенте эти вопросы, тему инвестиций госкомпаний. И я сказал, что такие инвестиции могут быть полезны, хотя, конечно, они должны быть прозрачны. Мы заинтересованы в участии нашей госкомпании Gasunie в проекте Nord Stream, что позволило бы поставлять российский газ в Великобританию. Это укрепило бы энергобезопасность Нидерландов, когда наша собственная добыча газа сократится. Но сейчас более острая тема – поведение хеджевых фондов и банков. Здесь необходимо больше саморегулирования и порядка, чтобы избежать неблагоприятных ситуаций вроде той, что мы наблюдаем в США.

– Некоторые западные лидеры выражают растущую озабоченность ситуацией с демократией и правами человека в России. Ваше мнение?

– Развитие демократических институтов требует внимания, особенно в относительно молодых демократиях. Это вопрос времени, но важно продолжать диалог, чтобы стимулировать позитивные изменения. Нидерланды оказывают помощь России в юридической сфере и на практическом уровне. Для нас честь, что Россия попросила Нидерланды об экспертной помощи при разработке своего Гражданского кодекса.

– Какова возможная роль России в поставках природного газа в Нидерланды в будущем?

– Нидерланды останутся нетто-экспортером газа до 2025–2030 гг. Сейчас 10% потребляемого газа мы импортируем из России. Сложно предсказать долю поставок российского газа после 2025 г., но ясно, что они будут расти. Поэтому мы заинтересованы в продлении Nord Stream, это сыграет ключевую роль в реализации наших намерений стать центром распределения природного газа в Северо-Западной Европе. Голландская газовая сеть будет расширена, чтобы принимать большие объемы газа, и сможет получать сырье от основных поставщиков – Норвегии, России, а также СПГ из Алжира и с Ближнего Востока.

– Некоторые страны ЕС против продления этого трубопровода. Вы участвуете в европейской дискуссии по этому вопросу?

– Я знаю, что есть ряд чувствительных проблем, связанных с Nord Stream. Хотя это коммерчески эффективный проект, важно дать адекватный ответ на опасения всех заинтересованных сторон. Мы не должны забывать, что проект признан Еврокомиссией перспективной трансъевропейской энергетической сетью.

– Российские конфликты с Белоруссией и Украиной повлияли на стабильность энергоснабжения Европы?

– Эти конфликты были двусторонними, но вызвали обсуждение в Европе. Потенциально такие трения могут вести к дестабилизации. Это привело к развитию европейской энергетической солидарности, чтобы мы могли помочь друг другу при необходимости. Поэтому мы наблюдаем за этими отношениями с большим интересом.

– Еврокомиссия опубликовала ряд законодательных инициатив, направленных на разделение производства и транспортировки энергии. Могут ли возникнуть сложности с их принятием?

– Обсуждение этих инициатив только начинается. Мы относимся к ним позитивно. Будущая интеграция европейского рынка жизненно важна для надежного, устойчивого и конкурентного снабжения европейцев энергией. Европейские и голландские потребители выиграют от хорошо функционирующего внутреннего рынка. Это приведет к стабильному предложению энергии по эффективным ценам. Мы в начале переговорного процесса, правда, некоторые пункты нуждаются в дополнительном прояснении со стороны Еврокомиссии. Кроме того, разные государства – члены Евросоюза находятся на различных этапах реформирования своих энергетических рынков, поэтому необходимо найти общие подходы. Мы думаем, что дискуссия об этих инициативах будет завершена в течение ближайших лет.

– Удалось ли ЕС преодолеть кризис, вызванный провалом Евроконституции в Нидерландах и во Франции в 2005 г.?

– Эта ситуация в 2005 г. была странной. Все – партии, общественные организации, церкви – поддерживали это [Евроконституцию]. Но большинство населения сказало «нет». Мы анализировали ситуацию: был разрыв между процессом принятия решений в Брюсселе и ожиданиями населения. Люди боялись, что будет супергосударство с центром в Брюсселе. Они считали, что это [сближение] происходит слишком быстро. Были также опасения по поводу процесса расширения. Это отразилось на конституции. Результаты голосования отражали реальную озабоченность населения. Референдумы могли провалиться и в других странах. Нам надо было найти правильное решение, и им стал недавно подписанный договор о реформе ЕС. Он дает важные ответы на вопросы граждан и отдельных государств – о разделении международного и национального уровня ответственности, например. Правительство исходит из того, что договор может быть ратифицирован в парламенте.

– Принимаете ли вы участие в дискуссии по ПРО в Европе и о расширении НАТО на Грузию и Украину?

– Проблема ПРО обсуждается в двустороннем формате и в формате Россия – НАТО. Что касается Грузии и Украины, то сейчас расширение НАТО на эти страны не стоит в повестке дня. Развитие отношений этих стран с НАТО зависит от их соответствия необходимым критериям и от взглядов стран – членов НАТО. ГААГА