Oт редакции: Надежда на ФАС


Акционеры РАО ЕЭС (крупнейшим из них является государство) проголосовали за ликвидацию энергомонополии. Вместо нее появится несколько десятков новых компаний. Главный вопрос – будут ли эти компании действительно конкурировать между собой? Будет ли цену на электричество устанавливать «невидимая рука рынка», а не Федеральная энергетическая комиссия?

Всего из РАО выделяется семь оптовых генерирующих компаний (ОГК). Одна из них, составленная только из гидроэлектростанций, останется под контролем государства. Еще одну (ОГК-3) зарезервировал за собой «Норникель», ОГК-4 досталась немецкой E.On, ОГК-5 – итальянской Enel. Крупнейшая из всех ОГК – «Первая», производящая 88% электроэнергии из газа, – пока не определилась с главным владельцем, но у «Газпрома» уже есть 5% ее акций.

Опасения, что вновь созданные компании могут объединиться в одну или две монополии, вполне оправданны. «Газпром» с партнерами уже вложил несколько миллиардов долларов в скупку энергоактивов, положив глаз на «Мосэнерго» и новые компании – ОГК-2, ОГК-6, ТГК-1, ТГК-7, ТГК-10, ТГК-12, ТГК-13. По подсчетам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), это около 45% энергогенерации России.

Список владельцев более мелких территориальных генерирующих компаний (их 14) чуть-чуть шире: конкурентами «Норникеля», «Газпрома» и поверивших Чубайсу иностранцев на энергорынке станут КЭС Виктора Вексельберга, «Капиталъ» вице-президента «Лукойла» Леонида Федуна. Впрочем, некоторые ТГК пока еще «не распределены».

В недавнем интервью «Ведомостям» Чубайс признался, что «акционеры [новых компаний] имеют право рано или поздно консолидировать активы, которыми будут владеть, но надо выработать честные и жесткие правила антимонопольного регулирования». То есть всю ответственность за судьбу своей реформы он возложил на ФАС, которая демонстрирует хроническую неспособность противостоять «Газпрому» и которую Чубайс не намерен возглавить после ликвидации РАО. Может быть, ему доверят «Газпром»?.