Уволить по-хорошему

Права работников при увольнении нарушаются как прежде, просто компании внимательнее оформляют документы, чтобы минимизировать претензии

Когда в «Лотерейном торговом доме» сменился генеральный директор, многим сотрудникам предложили уволиться по собственному желанию. Коллеги менеджера по логистике Екатерины В. во избежание конфликтов так и сделали, а она продолжала работать. До тех пор, пока однажды руководство не сообщило ей, что она уволена за прогул.

Судятся и выигрывают. 9007

исков о восстановлении на рабочем месте составили в первой половине текущего года 4% от общего числа судебных тяжб между работниками и работодателями (общее число тяжб – 232 147)

11546

исков этой категории (58%) удовлетворены в пользу работника по итогам 2006 г. Общее число исков – 19 918.

Плата за прогул

«Когда именно был совершен проступок, мы узнали лишь на судебном заседании, после того как по требованию истицы ответчиком были представлены приказ о прекращении трудовой деятельности и акт о прогуле», – рассказывает Юлия Шерашова, юрист Центра социально-трудовых прав, представлявшая Екатерину В. В ходе судебного заседания работодатель представил копии накладных, по которым истица отправляла со склада лотерейные билеты, за подписью коллеги, якобы заменившей Екатерину В. в день прогула, говорит Шерашова. Екатерина В., в свою очередь, представила датированные этим же числом накладные, подписанные ею лично. Когда же судья попросила выступить в качестве свидетеля сотрудницу, работавшую за Екатерину В., представитель работодателя ответил, что та готова была это сделать, но забыла паспорт, а на очередное судебное заседание принес приказ о ее увольнении. Оказалось, что трудовой договор с этой работницей был расторгнут еще до суда.

Доказать факт прогула «Лотерейному торговому дому» так и не удалось. Таганский районный суд Москвы вынес заочное решение о восстановлении Екатерины В. на работе, взыскании в ее пользу среднего заработка почти за 11 месяцев вынужденного прогула и компенсации морального вреда. «Давления на сотрудников не оказывалось», – уверяет Дмитрий Блинов, представлявший в суде сторону работодателя. По его словам, в случае Екатерины В. «действительно был прогул», но комментировать ситуацию подробнее не стал.

Нарушают грамотно

По данным Верховного суда, работники стали чаще проигрывать иски о восстановлении на рабочем месте: если в 2001 г. они выиграли 63% исков, то в 2005 г. - 58%. «Эти цифры (см. врез) вряд ли свидетельствует о том, что российские компании, увольняя, реже нарушают права работников», – считает Валентина Митрофанова, директор консультационного центра абонентского обслуживания компании «Центр профессионального развития» консалтинговой группы NS Consulting. По ее мнению, компании просто стали внимательнее относиться к оформлению документации. В частности, трудовых и коллективных договоров.

В практике Шерашовой был случай, когда работника крупного производственного предприятия, назначенного делегатом на профсоюзную конференцию, уволили за прогул. «Человек, как полагается в этом случае, написал заявление об освобождении от работы в ночную смену после конференции, однако не за пять дней, как того требовал коллективный договор, а накануне мероприятия, и не дождался официального разрешения руководства», – рассказывает юрист. Узнав об увольнении, работник был крайне удивлен, поскольку на предприятии давно установилась практика решать подобные вопросы в порядке устных договоренностей и заявление рассматривалось как пустая формальность, добавляет она.

Всех посчитали

«Некоторые работодатели ошибочно полагают, что образ компании создают нынешние, а не бывшие сотрудники. В этом смысле то, как компания увольняет человека, – момент принципиально важный», – комментирует Алексей Тарасов, владелец группы консалтинговых компаний «Альвастар» (Россия) / Alvafrance (Франция).

Массовые увольнения без объяснения причин создают впечатление, что в компании не все чисто или она руководствуется мотивами, которые даже не может озвучить, поясняет Анна Бурова, коммерческий директор тренинговой компании «Мэйнстрим консалтинг».

На петербургском заводе «Знамя труда» им. И. И. Лепсе, чтобы разобраться, кто из рабочих чего стоит, ввели категории внутри разрядов и раз в полгода проводят аттестацию. «В наше время разряд рабочего не всегда соответствует его фактической квалификации, – рассказывает директор по персоналу завода Ирина Новикова. – Это последствия старой системы оплаты труда, при которой разряд часто присваивали для повышения тарифа». Чтобы мотивировать достойных работников, линейным руководителям приходилось играть нормо-часами и начислять зарплату «от обратного». «Например, кандидат стоит на рынке 15 000 руб. Если его тариф – 40 руб. за нормо-час, то, чтобы заплатить эти деньги, ему надо выписать нарядов на 375 нормо-часов, хотя логичнее изменить тариф до 90 руб., – говорит Новикова. – А рабочий, у которого по не зависящим от него причинам в трудовой книжке стоит высокий разряд, которому он не соответствует, будет либо получать деньги, которых не заслужил, либо его уволят – за такие деньги он предприятию не нужен».

Сейчас тарифная сетка завода отражает фактическую квалификацию рабочих. Система пяти грейдов позволяет удерживать тех, кто владеет смежными специальностями, умеет работать на нескольких моделях станков. С каждым сотрудником подписано дополнительное соглашение, в котором администрация зафиксировала новый размер его тарифной ставки. У тех, кто попал в первую и вторую категории, ставка понижалась. «Они были письменно уведомлены об изменении условий труда, которое в соответствии с ТК вступало в силу через два месяца. Но нам не пришлось никому понижать тарифы – люди уволились сами», – говорит Новикова.