Глобалист: Всемирная несправедливость


На прошлой неделе российские производители и продавцы продовольствия договорились, что заморозят цены на шесть видов социально значимых товаров до 31 января 2008 г. Это стало ответом на высокую инфляцию: цены на базовые продукты с 2000 г. выросли более чем на 70%. Проблемы не было бы, если бы зарплаты простых россиян росли теми же темпами или с упреждением. На самом деле это общая проблема. Одним из существеннейших трендов последних 25 лет стало увеличение неравенства. Доходы топ-менеджеров повсюду растут быстрее заработков простых работников.

В Британии заработки топ-менеджеров растут в среднем на 20% в год. Доход обычных сотрудников увеличивается на 4–5% в год, лишь немного обгоняя инфляцию. В США 10 лет назад доходы гендиректоров превышали средний доход рядовых работников в 90 раз, сегодня – в 400 раз. Даже в высокоприбыльном финансовом секторе заработки топ-менеджмента увеличиваются гораздо быстрее доходов менеджеров среднего звена. Появление класса сверхбогатых людей в России – лишь локальный пример глобального феномена: труд вознаграждается меньше, чем капитал.

Причину ищут главным образом в глобализации. Мировой рынок труда толкает вверх планку высоких зарплат и сдерживает рост средних зарплат. За талантливых руководителей идет борьба в мировом масштабе, и ставки растут. С другой стороны, обилие низкоквалифицированной рабочей силы из Китая, Индии, Мексики и Восточной Европы сдерживает рост зарплат простых работников.

Есть еще две важных причины роста неравенства. Первая – изменение механизмов вознаграждения топ-менеджмента. Компании все чаще рассматривают высокопоставленных менеджеров как партнеров, а не наемных работников, давая им все большую долю в прибыли. Поскольку прибыли компаний растут быстрее ВВП, растет и доля выплат менеджерам.

Второй фактор – изменение налоговой системы. Со времен реформ Рейгана и Тэтчер 1980-х гг. налоговое бремя на крупные заработки и капитал все облегчалось. В конце концов, капитализм – это система, стремящаяся увеличить «богатство наций» путем накопления капитала, так что не надо удивляться, что в долгосрочной перспективе выгоду получают создатели и владельцы капитала.

В прежние времена эта тенденция уравновешивалась борьбой профсоюзов и политикой перераспределения. Глобализация и изменения законодательства ослабили обе эти силы. Не движемся ли мы по пути к возрождению социализма и новой классовой борьбы? Не думаю. Природа постиндустриальной экономики очень отличается от классической индустриальной. Производство товаров приводит к коллективизму, продажа услуг поощряет индивидуализм. Настоящая опасность на сегодняшний день кроется в волатильности рынков, грозящей коллапсом финансовой пирамиды. Если (а скорее всего, когда) это случится, нынешние взгляды на роль рынка и государства существенно поменяются.-