Жорж Шодрон де Курсель: "Нам партнеры не нужны", - Жорж Шодрон де Курсель, главный исполнительный директор группы BNP Paribas

Выйдя из совместного проекта с Рустамом Тарико, BNP Paribas решила самостоятельно развивать бизнес в России. Как она будет действовать, рассказал Жорж Шодрон де Курсель

Разрыв партнерства с Рустамом Тарико вынудил BNP Paribas развиваться в России самостоятельно, без приобретения российских активов. Наступление идет по многим фронтам, но насколько успешным оно будет, в группе не знают. Жорж Шодрон де Курсель говорит, что рентабельность розничного бизнеса в России станет понятна лишь через 5–6 лет.

1989

стал исполнительным директором управляющей компании Banexi

1996

занял пост исполнительного директора международного финансирования BNP

1999

возглавил департамент корпоративного и инвестиционного банкинга BNP Paribas, вошел в совет директоров группы

2003

стал главным исполнительным директором группы BNP Paribas

BNP Paribas

универсальная банковская группа. В России у BNP Paribas есть две 100%-ные дочерние структуры – «БНП париба» и «БНП париба восток». Их совокупные активы на 1 июля, по данным «Интерфакс-ЦЭА», – 1,1 млрд евро.

– В период кризиса, когда финансовые институты снижают риски, они могут сворачивать новые направления. Не ждет ли такой удел бизнес BNP Paribas в России?

– Мы проводим взвешенную политику. И считаем, что наши клиенты в состоянии пережить кризис. Мы продолжаем им доверять и предоставлять кредиты.

– Если во Франции бизнес замирал в ожидании итогов президентских выборов (см. врез), то почему вы решили не дожидаться старта нового политического цикла в России и начали тут операции?

– Цикл развития нашего банка не зависит от политических мотивов – мы присутствуем там, где есть экономические перспективы. Мы считаем, что президентские выборы в России не приведут к серьезным изменениям в экономической политике. Россия будет оставаться одним из основных мировых игроков на рынке нефти и газа. Цены здесь высоки, поэтому экономическое развитие страны не должно замедляться.

– Представители Societe Generale заявили, что в перспективе российский рынок должен стать для них вторым в Европе по значимости после французского. А каким видится удел России в бизнесе BNP Paribas?

– Сперва отмечу, что мы в полтора раза больше, чем Societe Generale. Сейчас Societe Generale пытается найти второй по значимости рынок, а у нас такой рынок уже есть. В прошлом году мы приобрели банк BNL – пятый по величине в Италии – и воплотили концепцию второго рынка в Европе. Так мы будем развиваться и в других странах. Постепенно продвигаясь с Запада на Восток, мы сфокусировались на России. Здесь мы продолжим предоставление услуг корпоративного и инвестиционного банкинга крупным клиентам, начинаем работать в сегменте потребкредитования под брендом Cetelem и развивать розничный бизнес BNP Paribas по обслуживанию физических лиц и среднего и малого бизнеса через сеть филиалов и допофисов по России. Меня всегда удивляет, когда в разговорах о России иностранные бизнесмены ограничиваются одной Москвой, игнорируя другие крупные города. Наш план на ближайшие три года предусматривает органическое развитие, без приобретения банков. И хотя поглощения не исключаются, пока достойных по цене и философии ведения бизнеса объектов я не вижу.

– Почему не состоялась ваша сделка с «Русским стандартом»? Ведь намерения были серьезными, значит, двум озвученным критериям он удовлетворяет.

– Мы договорились, но не осуществили эту сделку. Обе стороны приняли решение не делать официальных заявлений [на эту тему].

– Зачем нужно такое соглашение? Это была инициатива BNP Paribas? Ведь, не комментируя те события, вы даете почву для домыслов и подозрений.

– Обе стороны подписали соглашение о конфиденциальности, и наша политика – всегда следовать тому, что мы подписываем.

– Рустам Тарико сказал, что готов при вашем согласии рассказать о том, что произошло. Вы готовы на это?

– Для нас эта история закончена. Если же есть желание изменить заключенное соглашение, то следует согласовать это с нами.

– BNP Paribas – cовладелец компании «Русский стандарт страхование». Верно ли, что вы собираетесь продавать купленный у Тарико пакет акций этой компании?

– У нас очень хорошие деловые отношения [с Тарико]. Что касается «Русский стандарт страхование», то в данный момент мы продаем нашу долю в этой компании Рустаму Тарико. Но более детальной информации предоставить пока не можем.

– Собираетесь ли вы самостоятельно выходить на рынок страхования?

– Мы подали документы для получения лицензии 100%-ной дочерней страховой компании.

– У BNP Paribas более половины бизнеса приходится на розничные операции, треть – на операции с корпоративными клиентами, а остальное – на управление активами и private banking. В России через три года планируется такое же соотношение?

– Через три года таких пропорций не будет. Сейчас в России доминирует корпоративный и инвестиционный бизнес, который планируется так же динамично развивать. Операции по предоставлению розничных банковских услуг мы также будем активно развивать в России, но, возможно, для этого потребуется более длительный период.

– Баланс российского BNP Paribas выглядит весьма скромно. А каков суммарный объем финансирования российских клиентов?

– Эти цифры мы не раскрываем. Могу лишь заявить, что объемы операций весьма существенные и продолжают расти. А потому я стал все чаще бывать в Москве. Название нашего банка все чаще фигурирует в публично раскрываемых сделках, совершаемых крупными российскими компаниями.

– Из-за нестабильности на финансовых рынках многие подобные сделки стали недоступными для российских клиентов. И российские банкиры уверяют, что крупнейшие корпорации активнее запрашивают у них ресурсы. Почему заявки направлены туда, а не в крупнейшие мировые банки и BNP Paribas в частности?

– Сейчас кредитные ресурсы на мировом рынке становятся более дорогими для заемщиков любых стран. Это конъюнктурное явление. Ситуация, полагаю, нормализуется в начале следующего года. Пока же даже крупные французские компании, оказавшиеся не в состоянии занимать на международных рынках, используют наш баланс. Такова ситуация во всем мире и в России. Я предполагаю, это временно.

К тому же наши обороты по сделкам с российскими клиентами продолжают расти. Сейчас наблюдается интересная тенденция. Российские бизнесмены оставляют деньги в России – ситуация прямо противоположная тому, что было несколько лет назад. А их предприятия пытаются приобрести другие объекты за границей, в частности в Западной Европе. И мы пытаемся им помочь.

– Какие активы сейчас больше всего интересуют российских покупателей?

– Либо сырьевые, либо связанные с их основной деятельностью активы, позволяющие, напротив, находить рынки сбыта для сырья.

– Поскольку многие предприниматели оставляют капиталы в России, собираетесь ли вы работать здесь по линии private banking?

– У нас уже есть крупные клиенты в России, и мы занимаем 3-е место в Европе в секторе private banking. Но прежде всего работаем с крупными российскими банками, предлагая им пакеты услуг для их клиентов, включающие структурные продукты и деривативы.

– Когда операции с Россией начнут приносить отдачу с учетом запланированных здесь инвестиций?

– Ответ следует разделить на две части. Коммерческий и инвестиционный бизнес и так достаточно рентабельный. Проект потребительского кредитования под брендом Cetelem должен выйти на уровень рентабельности за 3–4 года. Что касается классической ритейловой сети, то я могу сказать, что BNP Paribas намерен развивать бизнес по предоставлению розничных банковских услуг в регионах, рентабельность которого будет видна примерно через 5–6 лет. Это достаточно сложный рынок, поэтому мы двигаемся шаг за шагом. Предпочитая не ошибаться в спешке.

BNP Paribas – лидер в континентальной Европе в розничном секторе, занимает 1-е место в Средиземноморском регионе и имеет ведущие позиции в Азии и Африке. Наша цель – не обгонять конкурентов, а выстроить перспективные и прочные отношения с российскими клиентами, количество которых постоянно растет. Наша задача – быть европейским лидером. Но для этого вовсе не обязательно доминировать в каждой из стран.

– Что станет с российской «дочкой» Укрсиббанка, приобретенного BNP Paribas?

– Теперь эта российская организация на 100% принадлежит BNP Paribas и называется ООО «КБ «БНП париба восток».

– То есть у группы будут два банка в России?

– Да, юридически, но они входят в состав BNP Paribas. Бизнес группы разделен в соответствии с различными рынками, в основном на инвестиционный банкинг, потребкредитование и розничные банковские услуги. Первые два направления работают в России по лицензии ЗАО «БНП париба банк», а третье – по лицензии ООО «КБ «БНП париба восток». Это чисто административное деление, но вся деятельность полностью контролируется группой BNP Paribas.

– В инвестиционном бизнесе в России вы намерены больше заниматься операциями с долговым капиталом или с акционерным?

– Особых приоритетов у нас нет. В Европе наши позиции достаточно сильны. Рынок акций сейчас сложнее, большинство IPO отодвинуто на неопределенный срок. К выпуску облигаций интерес выше, однако и здесь многие пока довольствуются бридж-кредитами. Наши аналитики в Лондоне и Париже готовятся покрывать большое число российских эмитентов. Так что существенный прорыв будет по обоим направлениям.

– Когда BNP Paribas может организовать первое IPO российской компании?

– В 2008 г.

– Собираетесь продавать паи инвестфондов?

– Начнем с традиционных банковских продуктов, а в будущем будем предлагать услуги и по управлению активами.

Жорж Шодрон де Курсель о ситуации во Франции и в мире

Приход к власти Николя Саркози дал толчок развитию бизнеса в этой стране, считает банкир из BNP Paribas

1 До исхода президентских выборов во Франции бизнес особо не развивался, заняв выжидательную позицию. Теперь появилась определенность, моральный климат в бизнесе хороший. Мы ждем обещанных структурных реформ, например пенсионной. 2 Глобальный кризис пока незначительно отразился на Франции. Некоторые финансовые институты действительно столкнулись с проблемой поиска наличных, ведь последние три года мировая экономика жила с дешевыми заемными ресурсами и сейчас происходит возврат к качественным активам. 3 Люди не хотят сильно рисковать. Сложно сегодня привлекать ресурсы финансовым посредникам. Так что снижение объемов кредитования может сказаться на экономике. Центробанки пытаются нивелировать эти последствия снижением ставок. Но замедления экономического роста в США и Европе в начале следующего года избежать вряд ли удастся. 4 Негативный эффект почувствует каждый, кто сознательно пошел на большие риски в выдаче кредитов и управлении ликвидностью. Британский Northen Rock выдавал 15-летние ссуды из трехмесячных ресурсов, рефинансируя затем кредиты. Этот случай может способствовать поглощению мелких банков более крупными. 5 Другие же банки, напротив, извлекут выгоды из этой ситуации. В BNP Paribas придерживаются одной из самых осторожных стратегий по управлению рисками. Поэтому проблем с фондированием мы не испытываем. Мы продолжаем предоставлять нашим клиентам необходимые для них финансовые ресурсы. Разумеется, наши кредиты становятся дороже. Но по итогам III квартала мы покажем хорошие результаты.

$877 000 000 занял «Базовый элемент» Олега Дерипаски в этом году у BNP Paribas на два года для финансирования покупки 20% акций канадского производителя автокомплектующих Magna.

$2 500 000 000 - на такую сумму BNP Paribas открыл в 2007 г. на год краткосрочную необеспеченную кредитную линию «НорИЛЬСКОМУ НИКЕЛЮ» для покупки акций канадской компании LionOre.