Стройки, дети, рожь и Путин

Одни ролики агитируют сохранить державу, другие – бороться с культом личности

Номера партий

ЦИК провел жеребьевку: первое место в избирательном бюллетене досталось Аграрной партии. КПРФ – на четвертом месте, СПС – на пятом. У «Единой России» десятое место. Замыкает список «Яблоко».

На следующей неделе партии начнут агитацию в СМИ. У «Единой России» ролики будут носить державный характер, центральной фигурой станет президент, рассказывает один из единороссов.

В другой группе роликов сделан акцент на достижениях страны: строящиеся корабли, колосящаяся рожь, счастливые матери с младенцами призваны символизировать успех нацпроектов и партии, поясняет источник в одном из отделений.

Сюжеты коммунистов посвящены народным ценностям и патриотизму. В одних роликах представители разных социальных групп объясняют мотивы голосования за КПРФ, говорит секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов. В других, по его словам, демонстрируются разные жизненные позиции: «Кому надо Россию захапать, кому никаких драгоценностей для дамы не хватает, кто живет одним днем, а наш народ ценит семью, страну, достаток». Есть и ролик со сравнительным анализом. По словам Куликова, в нем говорится, что есть разные партии, но только КПРФ не создана Кремлем и не обслуживает олигархов.

Демократическая партия России (ДПР) выпустит на экраны новости будущего: пять роликов в стиле Euronews про пенсии, зарплаты, борьбу с коррупцией в 2020 г., рассказал ее председатель Андрей Богданов. В большинстве сюжетов фигурирует сам Богданов: как лидер думского большинства («пенсии достигли европейского уровня 3000 евро») или как председатель большинства в Европарламенте («культурная столица из Брюсселя переезжает в Санкт-Петербург»). Завершать сюжеты будет анонс, говорит Богданов: например, НАТО ликвидируется, при участии России создаются Европейские вооруженные силы.

В роликах «Яблока» председатель партии Григорий Явлинский под лозунгом «Власть под контроль граждан» будет призывать не сидеть сложа руки, а проявить гражданскую позицию, рассказывает его пресс-секретарь Евгения Диллендорф.

В 2003 г. лидеры СПС агитировали по ТВ из салона шикарного самолета. В 2007 г. они будут бороться с культом личности: в роликах два героя – председатель партии Никита Белых и второй номер списка Борис Немцов, рассказывает политтехнолог СПС Антон Баков. По его словам, агитация будет построена на противопоставлении миллионов порядочных, свободных, храбрых людей тем, кто собирается навязать «нового вождя». Ролики правые разместят и в интернете – на сервисе YouTube, говорит яблочник Алексей Навальный.

Телереклама – важнейший ресурс, ведь избиратель не считает, что ролики на него влияют, и воспринимает их с меньшим отторжением, говорит политтехнолог Михаил Виноградов. Ролики позволяют создать или подкорректировать позиционирование, что особенно важно для новых брендов вроде эсеров, отмечает он.

Граждане ориентируются на ролики при голосовании, подтверждает Алексей Гражданкин из «Левада-центра». Исследование влияния телеагитации «Левада-центр» проводил в 1995 г., тогда ролики были на втором месте из побуждающих голосовать факторов.