Живой мох на руинах истории

К 70-летию украинского мэтра, одного из самых чтимых в мире композиторов, его преданные исполнители дали целую ретроспективу в трех отделениях

Композиторы обычно дружат «но направлениям», но на авторском вечере Валентина Сильвестрова в Рахманиновском зале консерватории среди публики можно было увидеть вместе адепта сложности Владимира Тарнопольского и приверженца простоты Павла Карманова, экспрессиониста Александра Вустина и концептуалиста Владимира Мартынова. Сильвестров не одномерен: каждый видит в нем свое.

Как и многие, в 60-е гг. он начинал с авангарда и, как некоторые, в 70-е гг. нарушил его заветы, декларативно призвав «разоружаться». Но в отличие от большинства Сильвестров не поставил себе новых границ. Он создал стиль, который сам не побоялся назвать слабым. Полтора века назад он был бы Шубертом, который пришел в мир классицизма и не собирался в нем ничего менять, но дар интуиции распорядился обо всем сам. Так, у Сильвестрова каноны классики и строгие методы авангарда присутствуют в виде руин и покосившихся колонн, покрытых мхом, и этот живорастущий мох и есть самое главное.

На юбилейной ретроспективе Алексей Любимов, Светлана Савенко, Александр Рудин и много молодых музыкантов сыграли и спели музыку разных лет – от заковыристо спланированной камерной Симфонии № 2 1960-х до простых, как парадокс, фортепианных багалетей 2000-х. Но как бы ни разнились опусы, в них узнавался один автор – творец бесконечной галлюцинации, в которой мешаются голоса эпох и не смолкают тихие песни.