Большой секрет Вайнштока

Первая очередь нефтепровода ВСТО не будет сдана вовремя, признала «Транснефть»
Д. Гришкин

«Это настоящая победа» – такими словами прежний президент «Транснефти» Семен Вайншток открывал 1000-ный километр нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» в июле этого года. Вайншток был очень горд: несмотря на решение президента Владимира Путина изменить маршрут трубы (из-за этого она стала длиннее на 400 км и заметно подорожала), сроки ее строительства остались неизменными.

На 0,05% подешевели вчера в РТС и на ММВБ привилегированные акции «Транснефти». Индекс РТС потерял при этом 0,13%, ММВБ – 0,44%. «Газпром» подешевел на 0,2–0,4%, «Роснефть» – на 0,5–0,6%.

Но вчера стало известно, что сдача первой очереди ВСТО задерживается. Стройка затягивается на три-четыре месяца, признался в интервью телеканалу «Вести» новый президент «Транснефти» Николай Токарев, сменивший месяц назад Вайнштока. Несмотря на строгую сертификацию подрядчиков, которые привлекались для проекта, «отдельные из них проявили, мягко говоря, несостоятельность в плане выполнения обязательств перед «Транснефтью», объяснил Токарев. Дополнительных комментариев в «Транснефти» получить не удалось.

Подобных заявлений можно было ожидать сразу после того, как удлинилась трасса маршрута, говорит аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров. Затягивание сроков строительства больнее всего ударит по «Роснефти», которая уже в 2008 г. собиралась поставить по ВСТО в Китай 1,8 млн т нефти с Ванкорского месторождения (в 2009 г. – 9,8 млн т). В лучшем случае она поставит эту нефть на запад, а в худшем – ей придется отложить старт добычи до ввода трубы, рассуждает Нестеров. «Мы будем изучать ситуацию», – лишь отметил представитель «Роснефти».

В Минпромэнерго говорят, что готовы обсуждать новые сроки, если «Транснефть» представит веские аргументы, говорит представитель министерства. Но пока «Транснефть» не обращалась в министерство с просьбой изменить график, добавляет он. В декабре 2005 г. график был утвержден приказом министра Виктора Христенко. По документу первая очередь ВСТО должна быть сдана в конце 2008 г.

ВСТО не раз сравнивали с БАМом из-за масштабности, дороговизны и жестких сроков сдачи. В проекте участвуют 15 000 человек, непосредственно в стройке – около 5000 человек. Первая очередь – это 2757 км трубы от Тайшета (Иркутская обл.) до Сковородино (Амурская обл.) стоимостью около $12 млрд. Стройка стартовала в апреле 2006 г.

Генподрядчик – «Краснодарстройтрансгаз» («дочка» «Стройтрансгаза»). В сентябре у него как раз были проблемы с одним из субподрядчиков – китайской China Petroleum Pipeline Bureau (CPP). С ней в одностороннем порядке разорвали контракт из-за срыва графика. Но CPP запротестовала: от компании это не зависело – были сложности с таможенным оформлением техники и получением квот на приезд в Россию 1750 китайских специалистов, заявляли тогда представители CPP. Контракт в итоге восстановили. «Транснефть» объявила, что все нарушения устранены.

Откуда деньги

Строительство второй очереди ВСТО может вестись за счет средств инвестиционного фонда, заявил новый глава «Транснефти» Николай Токарев. «Наши возможности для привлечения заемных средств ограничены», – сказал он. Прежний глава «Транснефти» Семен Вайншток считал, что финансирование работ по строительству ВСТО должно вестись за счет кредитов.