Картина мира: Потоп Бернанке


Историки спорят, произносил ли Людовик XV знаменитую фразу о потопе. Но в той форме, в какой она обычно переводится на русский («После меня хоть потоп!»), она выразила суть кризиса абсолютизма. Монарх более не суверенный правитель и олицетворение нации, а обычный парень, которому повезло родиться в богатой семье. Король перестал нести ответственность за династию.

Джордж Буш-младший, входящий в большую политическую династию, уже не выказывает большого интереса к судьбе вверенной ему страны. Буша называют худшим президентом в истории США.

Беспросветная иракская авантюра, возможно, не худшее его наследие. Тяжелейшая ситуация на Ближнем Востоке всем ясна. Более опасно экономическое положение, потому что на первый взгляд политика Буша в этой области кажется успешной и в стране с 2003 г. продолжается рост.

Процветание этих лет построено на чужих деньгах. Федеральный бюджет, который был передан Бушу с профицитом, сегодня в глубоком минусе – причем не цикличном, а структурном. Американский потребитель перестал копить деньги. Вместо этого США одалживают сотни миллиардов долларов у более богатых или производительных стран. Хуже того, Вашингтон спекулирует на резервном статусе доллара.

В современном мире все деньги являются fiat money, т. е. они созданы по мановению руки государства. Их ценность целиком зависит от доверия к этому государству. Когда Бразилия или Аргентина печатают деньги по-стахановски, они подрывают свою экономику. Когда это делают США, риску подвергаемся мы все.

Возможно, что, накачивая мировую финансовую систему ликвидностью, Вашингтон создал беспрецедентный мировой экономический бум. Как укрепились финансовые системы Латинской Америки, Восточной Европы и Азии! Как разбогатели еще недавно нищие страны! Как продвинулись Китай и Индия!

Но, продавая товары или невосполнимые природные ресурсы за зеленые бумажки, которых в мире становится все больше, торговые партнеры США вряд ли получают адекватную компенсацию. Китай накопил более триллиона долларов, у России скоро будет полтриллиона. Кто знает, сколько эта бумага будет стоить через 20 лет? России, например, нефтедоллары пока не принесли счастья. Наоборот, они позволили стране повернуть назад, к заслуженно забытому советскому прошлому. А также поставили на повестку дня вечный вопрос: почему страна так богата и одновременно так убога и кто – например, представители какой нации – украл богатство на этот раз?

Китай реализует новый «большой скачок». Возможно, стране было бы лучше развиваться поступательно, демократизируя систему. Вместо этого партийные начальники задаривают население «бьюиками» и «фольксвагенами», закупоривая крышку, под которой нагнетается политическое, социальное и экономическое давление. Подобно велосипеду, китайская экономика держится, пока быстро едет. Будет очень интересно, когда она замедлится.

Если внешнюю политику Буш и его кабинет развалили сами, в развале экономики у него есть партнер – независимый центробанк США, Федеральная резервная система (ФРС).

По крылатому выражению одного из предыдущих председателей ФРС, дело центробанка – убирать чашу с пуншем в тот момент, когда вечеринка становится интересной. Иными словами, денежная политика должна ужесточаться по мере ускорения экономики и роста цен на различные активы.

ФРС чашу с пуншем не убирает уже как минимум 10 лет. Измеряя инфляцию по старинке, индексом абстрактных потребительских цен, можно считать, что цены долго были стабильными, а инфляция в среднем по миру составляла около 3%. Так рассуждают политики, но центробанки не должны игнорировать катастрофическое падение стоимости бумажных денег.

Когда отсутствует бюджетная дисциплина, центробанки должны компенсировать мотовство политиков жестким денежным курсом. ФРС под руководством ее высокочтимого бывшего главы Алана Гринспэна такую политику не проводила. Хуже того, Гринспэн поддержал Буша, когда тот безответственно срезал подоходный налог.

ФРС подняла процентные ставки до 5,25% за 2004–2006 гг. – крайне низко для сегодняшнего уровня экономического роста. Теперь, после паузы длиной в 14 месяцев, новый шеф ФРС Бен Бернанке начал снижать ставки в ответ на ипотечный кризис. Затопляя рынки волной новых денег, центробанк США не позволяет им нормально функционировать. Вместо того чтобы наказать зарвавшихся инвесторов, рынок дает им возможность выплыть на новом долларовом цунами.

Срезав ставки на 0,5% в середине сентября и еще на 0,25% 31 октября, в страшный праздник Хеллоуин, ФРС, по сути, махнула рукой на статус доллара как резервной валюты. Вот уж действительно после нас хоть потоп.