Невообразимый китайский рекорд

Акции PetroChina подскочили после IPO в Шанхае на 163%. Теперь это самая дорогая компания в истории
Китайцы забрались нереально высоко/ Reuters

Petrochina

крупнейший нефтегазовый концерн Китая. Выручка в 2006 г. – $88,2 млрд. Чистая прибыль – $19,14 млрд. Добыча нефти – 830,7 млн баррелей. Добыча газа – 38,41 млрд куб. м. Запасы нефти – 11,62 млрд баррелей. Запасы газа – 1497,14 млрд куб. м.

Если топ-менеджеры «Газпрома» надеются, что компания под их управлением будет стоить $1 трлн через 10–15 лет, то китайская PetroChina уже преодолела этот рубеж. Чтобы покорить вершину, к которой никто близко не подбирался, ей понадобился всего один день.

Вчера начались торги ее акциями, размещенными на прошлой неделе на Шанхайской фондовой бирже по 16,7 юаня. Торги открылись на уровне 48,6 юаня за акцию, закрылись на отметке 43,96 (см. врез).

Это фантастическая для фондового рынка отметка. Теперь китайская компания вдвое дороже американского нефтяного гиганта ExxonMobil, которому уступала до вчерашнего дня. Капитализация ExxonMobil составила вчера $487,2 млрд.

Самой дорогой публичной компанией в истории до вчерашнего дня была Microsoft – $624 млрд в декабре 1999 г.

Саудовская нефтяная госкомпания Saudi Aramco, возглавившая в декабре прошлого года рейтинг непубличных компаний Financial Times, была оценена в $781 млрд.

Феноменальный скачок котировок PetroChina стал возможен благодаря, по сути, параллельному существованию в Китае двух фондовых рынков. Один – на материковом Китае (Шанхай, Шеньчжень) для местных инвесторов; другой – в Гонконге для иностранных. Там капитализация PetroChina – $424.

Сбережения китайцев превышают $2 трлн, население охватила фондовая лихорадка. За прошедшие два года рынок вырос вшестеро. Спрос на акции PetroChina превысил предложение в 50 раз.

Чем выше котировки, тем больше предупреждений о пузыре. В феврале об этом заявил экс-председатель ФРС Алан Гринспэн. Но китайцы не знают, кто это.

Этот пузырь лопнет еще до Олимпийских игр в августе 2008 г., предупреждает Марк Фабер, управляющий гонконгской инвесткомпанией Marc Faber, который одним из первых разглядел надвигающийся азиатский кризис 1997 г. Отношение капитализации к прибыли (P/E) PetroChina за 2006 г. составляет теперь 52,2.

У ExxonMobil P/E составляет 12,7. Правда, до заоблачных высот, которых достигали американские компании на пике технобума, PetroChina далеко. В декабре 1999 г. у Microsoft P/E составляло 105,6. Год спустя ее акции стоили вдвое меньше.

Повальное увлечение населения игрой на фондовом рынке может обернуться трагедией. Власти стран Персидского залива пытались путем народных IPO распределить нефтяные сверхдоходы. В Саудовской Аравии, Кувейте, Катаре более половины жителей стали инвесторами. Саудовский индекс Tadawul All-Shares в 2003–2006 гг. вырос в восемь раз, а затем менее чем за год упал втрое.

Уоррен Баффетт в 2003 г. вложил в акции PetroChina $488 млн, в этом году продал их за $3,5 млрд. В октябре он признал, что поторопился. Однако Баффетт известен тем, что не играет в рискованные игры. Он не инвестировал в акции технологических компаний в конце 1990-х гг.

Акции PetroChina в Гонконге упали вчера на 8,2%, а гонконгский индекс Hang Seng – на 5% после того, как премьер Вэнь Цзябао заявил, что власти пока не разрешат инвесторам из Китая вкладывать деньги на гонконгском рынке. «Когда рынок так падает из-за одного решения регуляторов, его вряд ли можно назвать устойчивым, – говорит начальник аналитического отдела Ashmore Investment Management Джером Бут. – Однако ВВП Китая вполне может ежегодно расти на 10% еще десятилетие, курс юаня продолжит укрепляться, а прибыли компаний быстро расти. Сбережения китайцев создают огромный пул ликвидности, который может поддерживать рост».