Партии копят на телевизор

К ноябрю партии собрали на избирательных счетах 1,07 млрд руб. Но израсходована лишь половина этих средств

Впервые с начала избирательной кампании самой богатой партией стала «Единая Россия». К 31 октября она собрала 320 млн руб. (при максимальном фонде – 400 млн руб.) и оттеснила с первой позиции ЛДПР (290 млн руб.). Среди остальных участников гонки планку в 100 млн руб. смог преодолеть только СПС (108 млн руб.). Бюджеты «Справедливой России», «Яблока», КПРФ и «Патриотов России» примерно равны и колеблются в пределах 70–80 млн руб.

Но коммунисты и ЛДПР, будучи парламентскими партиями, не вносили залог, поэтому могут тратить фонд по своему усмотрению. А у СПС, эсеров, «Патриотов» и «Яблока» львиная доля средств (60 млн руб.) заморожена в качестве залога. Таким образом, реальный бюджет КПРФ составляет 80 млн руб., и это заметно больше, чем у СПС, который может свободно располагать всего 48 млн руб., эсеров (26 млн руб.) или «Яблока» (17 млн руб.).

Единороссы в течение первого месяца избирательной кампании почти не тратили денег. Из 320 млн руб. израсходовано лишь 18 млн руб. (около 5,6%). Для сравнения: ЛДПР из своих 290 млн руб. успела потратить 220 млн: 91 млн руб. – на выпуск агитационных материалов и около 3 млн руб. – на проведение публичных мероприятий. Коммунисты к 31 октября потратили 71 млн руб. из 80 млн руб.

На счете «Единой России» резервируются средства, которые пойдут на оплату агитации в СМИ, объясняет замсекретаря президиума генсовета и член предвыборного штаба «Единой России» Валерий Рязанский. Он напоминает, что по закону такую агитацию можно вести не раньше 3 ноября, так что у партии просто не было возможности тратить деньги. Исходя из расценок, которые выставили СМИ, кампания будет дорогостоящей, уверен Рязанский.

Полагающееся им время в платном эфире федеральных телеканалов (это самый дорогой вид агитации) зарезервировали все партии. Каждая может купить по два часа рекламы. По словам пресс-секретаря «Видео интернешнл» (представляет интересы «Первого канала» и канала «Россия») Антона Чаркина, перевести это условное время в деньги невозможно. Реклама оценивается в пунктах рейтинга, а рейтинг зависит от времени и места показа ролика. По словам источника в одном из рекламных агентств, минута рекламы в прайм-тайм может обойтись в 400 000–600 000 руб.

Близкий к ЦИК источник говорит, что расценки, которые на телеканалах успели сообщить партиям, таковы: демонстрация 30-секундного ролика в сериале «Война и мир» на «России» – 900 000 руб. (выходит вечером в будни), на «Первом канале» в субботней передаче «Ледниковый период» – 1 300 000 руб. Сэкономить можно на менее рейтинговом времени выхода – так, ролик в программе «Вести» в восемь утра стоит всего 200 000 руб.