Евгений Коган: "Задача-минимум – $1 000 000 000", - Евгений Коган, генеральный директор инвестиционной группы «Антанта пиоглобал»

В начале 1990-х Когана уволили из израильского банка «за полную неспособность к финансовой работе». Но создать с нуля российский инвестбанк стоимостью $500 млн ему это не помешало
С. Портер

Штрихи к портрету. Покорение вершин продолжается

Завершать карьеру на фондовом рынке он пока не планирует: «Своих вершин я еще не покорил и даже до середины не дошел. Но вообще надеюсь, что когда-нибудь появится больше времени на разнообразные хобби».

«Для меня это был fun»

Недавно гендиректор снялся в студийном (не предназначенном к прокату) фильме, где играл банкира-злодея: «Для режиссера это была попытка создать имя, для меня это был fun». Актерским мастерством он увлекся еще в молодости, когда играл в студенческом театре.

Предмет гордости

С этого семестра Коган начал читать лекции по инвестбанкингу в Высшей школе экономики. «Для меня интересно сделать что-то такое, чем бы я гордился», – говорит он.

Встречу с корреспондентом «Ведомостей» Евгений Коган назначил в кафе «Булошная» в Лялином переулке неподалеку от офиса «Антанты пиоглобал». Из-за его напряженного графика договорились завтракать в 10 утра. Но Коган опоздал, потому что к нему приходила подруга жены вложить деньги в паевые фонды. «Вообще, это не моя работа, – говорит он, заказав свои любимые оладьи, – но разве можно отказать близким людям? У кого-то $50 000, у кого-то – $200 000, а у кого-то на порядки больше». И такие клиенты идут к Когану, говорит он, потоком – потому что кроме фондового рынка, инструментов для инвестиций у населения, по его мнению, нет.

В декабре 2006 г. акционеры «Антанты» купили одну из старейших на рынке управляющих компаний – «Пиоглобал эссет менеджмент». Она была в непростой ситуации: несколько лет шли переговоры о ее продаже и это демотивирующе действовало на сотрудников, особенно на топ-менеджмент, вспоминает Коган. «Я очень уважаю способность руководства «Пиоглобал» сохранить команду даже в такой ситуации, но нужно двигаться дальше, – говорит финансист. – Сегодня если компания не растет по 50–100% в год, то ее съедят».

Задача-минимум – довести активы под управлением «Пиоглобал» до $1 млрд. На 1 октября активы под управлением «Пиоглобал», по данным Investfunds, – 1,8 млрд руб. «Это трудно, но выполнимо. Если фонды будут показывать хорошие результаты – будет и приток клиентов, и приток средств», – уверен Коган.

Новые хозяева «Пиоглобал» уже создали несколько новых фондов – для акций второго эшелона, машиностроения, металлургии, телекоммуникаций и электроэнергетики. Все это, надеется Коган, станет драйвером будущего роста компании: «Если занимаешься развитием, нужно найти идею-локомотив, которая потащит за собой все остальное».

Пример этого 42-летний Коган наблюдал в Израиле в начале 1990-х. Экономика там стала развиваться благодаря массовой эмиграции: «Появился локомотив – жилищное строительство, в страну с населением 4 млн человек приехал еще 1 млн человек. Выделялись огромные субсидии на строительство жилья, дорог, строительные корпорации стали бешено зарабатывать, за три года страна рванула на 20–30 лет вперед». Итог – через три года страна стала одним из «восточных тигров», которые росли по 8–10% в год, резюмирует он.

В Израиль семья Когана репатриировалась в 1990 г. Сначала иммигранту пришлось, как водится, нелегко: «И у станка стоял, и ремонты делал, и охранял кибуцы». Из банка, куда выпускник московской Финансовой академии устроился младшим кассиром, Когана, как он сейчас со смехом вспоминает, выгнали «за полную неспособность к финансовой работе». Зато в следующем банке за полтора года удалось дослужиться до старшего советника по инвестициям. Опыт торговли на израильской бирже Коган вспоминает с удовольствием: по его мнению, это одна из самых «умных» бирж в мире, с развитым рынком деривативов. «Когда я приехал в Россию, первым делом спросил: так, где здесь опционами и фьючерсами торгуют? На что мне ответили: «Чего?» – веселится он. Это было в 1996 г.

На вопрос, почему новоиспеченный израильтянин решил вернуться в Россию, Коган отвечает не задумываясь. «Я понял, что мне в жизни мешают потолки. Израиль – небольшая страна. Ощутил себя едущим в трамвае, когда знаешь все следующие остановки. Жизнь расписана, скучно и неинтересно. А у меня натура неуемная», – полушутя признается гендиректор «Антанты».

Вначале неуемная натура привела его в принадлежащую кришнаитам компанию «Према-инвест». Тогда это был главный «пылесос» страны: «Према» скупала акции более чем в 30 регионах, перепродавая их в Москве. «У хозяев было очень своеобразное видение развития бизнеса, далекое от реалий жизни, – стараясь быть тактичным, замечает руководитель «Антанты». – И в кризис компания разорилась». Затем Коган устроился в «Центринвест». А в конце 2002 г. вместе со своим начальником Александром Бабаяном, совладельцем «Центринвеста», и знакомым Бабаяна, Александром Гайдамаком, создал новую компанию «Антанта капитал».

Сейчас Бабаян вышел из этого бизнеса, Гайдамак – основной владелец, а Коган – миноритарий. «Антанта» переводится как «согласие». Партнеры, по словам Когана, с самого начала ориентировались на создание инвестиционного банка со специализацией на акциях второго эшелона: «Именно эти компании двигают российскую экономику, там куча интересных идей».

Во время беседы у гендиректора «Антанты» буквально каждые пять минут звонит телефон. На все звонки клиентов и сотрудников он отвечает, не обращая внимания на работающий диктофон. Коган до сих пор сам торгует на бирже, но тратит на это не больше 1% рабочего дня: «Ты должен знать, что происходит на рынке, иначе тебя разведут и ты потеряешь бизнес». И говорит, что сам регулярно проводит тренинги по продажам для клиентских менеджеров «Антанты пиоглобал». Да и во время интервью он постоянно расточает улыбки, как заправский сейлз-менеджер.

Заработав репутацию известного инвестбанка, «Антанта» решила пойти в розницу: как объясняет Коган, «капитализацию бизнесу может дать только ритейл, потому что остальное в инвестбанке – человеческий фактор, который сложно капитализировать». Пока акционеры не очень довольны, как развивается направление интернет-трейдинга. Но сейчас начнется более энергичное развитие вошедших недавно в группу «Неттрейдера» и Московского фондового центра, обещает Коган: «Мы усовершенствовали технологические платформы, и через полгода у нас будет прибавляться по 1000 клиентов в месяц».

Самое сложное для Когана сейчас – создать единый холдинг, сплоченную команду из разных коллективов с разной ментальностью и культурой, нацеленных на единый результат. А конечная цель – увеличить капитализацию группы минимум до $1 млрд (по оценкам экспертов, сейчас она около $500 млн). «К нам обращаются и российские и западные инвестбанки, и богатые люди, интересуются нами, хотят войти в долю, – делится Коган. – И мы готовы обсуждать разные варианты. Но в первую очередь нас интересует, чтобы новый партнер внес что-то важное для развития группы».