Опять забастовка

Рабочим всеволожского завода Ford не нравится зарплата – второй раз за год они объявляют о забастовке

Как бастовали иностранцы в 2007 г.. Апрель

Три часа бастовали рабочие Skoda Auto, после чего руководство пообещало повысить зарплаты до конца 2008 г. на 10%.

Октябрь

Шесть часов не работали 45 000 работников Chrysler, требуя оставить им льготы и не проводить сокращения. Они добились своего.

Сентябрь

Шесть дней длилась забастовка на американских заводах General Motors, организованная объединенным профсоюзом автомобилестроителей из-за планов руководства по сокращению расходов на рабочую силу и на медицинское обслуживание персонала. Потом они нашли компромисс.

Рабочие всеволожского Ford с полуночи сегодняшнего дня пообещали остановить на сутки конвейер предприятия, сообщил заместитель председателя заводского профсоюза Владимир Лесик.

Средняя зарплата 18 000 руб. рабочим кажется низкой. В июле они потребовали увеличить зарплату на 30%, но в ходе переговоров, которые продолжались до 9 октября, не пришли к компромиссу с администрацией, рассказывает Лесик. Общее собрание рабочего коллектива 3 ноября решило провести предупредительную суточную забастовку 7 ноября, а с 20 ноября объявить бессрочную забастовку, если администрация предприятия не пойдет рабочим навстречу, рассказывает Лесик.

Менеджмент компании считает забастовку незаконной – рабочие не уведомили администрацию заранее о ее проведении, говорит менеджер по PR российского подразделения Ford Екатерина Кулиненко. Вчера компания подала иск в ленинградский областной суд с требованием признать забастовку незаконной, отмечает она.

Даже если суд признает незаконность действий рабочих, уволить их все равно невозможно, говорит партнер юридической фирмы «Дювернуа лигал» Игорь Гущев. По его словам, если сотрудники будут находиться во время забастовки на рабочих местах, их можно обвинить только в неисполнении служебных обязанностей. Максимальное наказание за это – выговор, рассказывает юрист.

Рабочие Ford – одни из самых активных в стране. В феврале этого года профсоюз всеволожского Ford уже смог остановить на сутки конвейер, добиваясь привязки зарплаты к прожиточному минимуму в Петербурге. Но рабочие согласились на мировую после того, как с марта их зарплата была увеличена на 14–20%. В ноябре 2005 и марте 2006 г. рабочие Ford организовали недельную итальянскую забастовку, также требуя 30%-ного увеличения окладов. Тогда они удовлетворились прибавкой в 14,25%.

С начала года петербургский прожиточный минимум вырос с 3463 руб. до 3800 руб.

Независимый профсоюз «Единство» на «АвтоВАЗе» поддерживает требования профсоюза российского завода Ford, но сам забастовки не планирует, рассказал лидер профсоюза Петр Золотарев. По его словам, «Единство» ожидает встречи с руководством завода в середине ноября. Сейчас средняя зарплата на заводе – 14 500 руб.

Забастовка не нанесет существенного вреда Ford, считает руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Евгений Богданов. По его оценке, при нынешней мощности завода в 75 000 машин в год за три смены конвейер недособерет около 270 машин. Это легко можно компенсировать поставками Focus из Европы, у Ford уже есть такой опыт, говорит Богданов. Он оценивает недополученную выручку компании в $3,2 млн. Ford, несмотря на действия рабочих, ни разу не подводил дилеров, говорит топ-менеджер одного из петербургских автосалонов. Даже небольшая задержка поставки машин вряд ли скажется на их популярности, добавляет он: очередь за Focus растянулась на несколько месяцев.