Телекоммуникации в Санкт-Петербурге: Операторы борются за телезрителей

На петербургском рынке кабельного телевидения доминирует ТКТ. Ситуация может измениться после запуска IP-TV

Порядка 1,5 млн петербуржцев – абоненты платного телевидения, которое включает кабельное (КТВ), спутниковое и IP-TV, подсчитали в Comnews Research. На 2008–2010 гг. придется активный рост этого сегмента, по оценке J’son & Partners, он может достичь 80%. Comnews Research оценивает оборот платного телевидения на уровне 1 млрд руб., из которых примерно половина приходится на кабельных операторов. Среди последних доминирует ТКТ, которая оценивает проникновение своих услуг кабельного телевидения в 70%.

По словам гендиректора ТКТ Руслана Евсеева, компания планирует расширить зону покрытия. В этом году ТКТ вложит в развитие сети $10 млн.

У компании появился недавно сильный конкурент. В июле «Ренова-медиа» приобрела местную ТКС «Нева», которая работает в Василеостровском и Центральном районах. Компания оценивает свою долю на рынке КТВ в 10% и, по словам руководителя департамента общественных связей «Ренова-медиа» Екатерины Хаустовой, надеется расширить ее до 25–30% за счет создания мультисервисной сети широкополосного доступа. Инвестиции в ее строительство составят порядка $5 млн, а реализовать подобные планы можно в течение года, оценивает аналитик Comnews Research Дмитрий Яременко. В долгосрочной перспективе столичный игрок окажет влияние на рынок, полагает аналитик J’son & Partners Кира Соколова. С ней согласна аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева. Плюсами «Ренова-медиа» она называет доступ к финансированию и опыт аналогичных проектов в Москве.

Серьезную конкуренцию кабельным сетям может составить IP-TV. Главное преимущество этой технологии – интерактивный сервис, позволяющий, например, выбирать фильмы и передачи из видеотеки, подключиться к мировым спутниковым и эфирным телеканалам, записывать программы из эфира. Сигнал передается по обычным телефонным проводам и расшифровывается с помощью декодера, установленного у абонента.

До конца года эту услугу намерены запустить в коммерческую эксплуатацию СЗТ и Golden Telecom. К началу 2008 г. можно ожидать выхода целого ряда IP-TV-предложений, в частности, от «Простор телекома», TiERA, «Элтела», «Вэб пласа», говорится в исследовании J’son & Partners. Кабельные операторы технически готовы предлагать дополнительные услуги и сервисы – например, трансляцию каналов в режиме высокой четкости, «видео по запросу», но потенциальные пользователи пока относятся к новинкам достаточно сдержанно, утверждает Евсеев. Существует группа абонентов, которая быстро реагирует на новинки, однако она немногочисленна, говорит руководитель отдела рекламы и PR «Простор телекома» Надежда Кознева. Но интерес к дополнительным сервисам, по ее словам, стабильно растет.

По оценке Яременко, для развития масштабного проекта IP-TV требуются инвестиции порядка $1 млн при наличии сети доступа в интернет. Реализация проекта занимает около года.