Дороги лидеров разошлись

Toyota показала вторую по размеру квартальную прибыль в своей истории, GM – рекордный убыток

В борьбе за лидерство на мировом авторынке General Motors и Toyota Motor идут голова в голову. Если в первом полугодии 2007 г. Toyota лидировала по числу проданных автомобилей, то по итогам девяти месяцев американцы вырвались вперед, продав всего на 10 000 автомобилей больше – 7,06 млн против 7,05 млн у японцев.

Россия помогла GM и Toyota. 62,2 процента

На столько за девять месяцев в России выросли продажи Toyota. Концерн продал 110 484 автомобиля.

98,2 процента

На столько за девять месяцев в России выросли продажи General Motors. Концерн продал 178 805 машин.

А вот финансовые показатели автогигантов кардинально различаются. Вчера Toyota сообщила, что чистая прибыль в III квартале 2007 г. выросла за год на 11% до 450,9 млрд иен ($3,96 млрд). Больше за всю свою 72-летнюю историю Toyota заработала лишь кварталом ранее. GM вчера же сообщила о квартальном убытке в $38,96 млрд. Это тоже рекорд: такого не было за 99 лет существования компании.

Убыток GM в основном «бумажный» и связан с переучетом некоторых активов в соответствии с бухгалтерскими стандартами. Компания несет убытки с 2005 г., поэтому в III квартале списала стоимость отсроченных налоговых активов на $38,6 млрд. Без учета этих, а также ряда других расходов, таких как $1,56 млрд на выплату пенсий, $387 млн на реструктуризацию бизнеса и др., операционный убыток GM составил $1,6 млрд.

Отдельно взятый автомобильный бизнес GM, правда, принес операционную прибыль в $122 млн (год назад – $455 млн убытка). В Северной Америке, где GM несет наибольшие потери, убыток сократился с $660 млн до $247 млн. Зато на развивающихся рынках GM показывает хорошие результаты. Так, прибыль азиатско-тихоокеанского подразделения выросла более чем вдвое. В России GM обгоняет Toyota, хотя японцы также делают ставку на развивающиеся рынки, в том числе на популярность в России моделей Camry и Lexus (см. врез).

Toyota повысила прогноз чистой прибыли на текущий финансовый год (заканчивается 31 марта 2008 г.) на 3% до 1,7 трлн иен ($15 млрд). Компания славится консервативностью прогнозов, так что в реальности результат может быть еще выше, говорит Тацуо Йосида, аналитик UBS.