«Газели» в немилости

Матвиенко и Шанцев планируют полностью заменить нижегородские «Газели» на автобусы большей вместимости
Е. Кузьмина

Группа ГАЗ

Автопроизводитель. Основной акционер – холдинг «Русские машины». Консолидированная выручка группы за первое полугодие 2007 г. превысила 67,5 млрд руб., увеличившись на 32,53% к аналогичному периоду 2006 г.

Губернаторы крупных территорий могут создать серьезные трудности группе ГАЗ, отказавшись от «Газелей» на городских маршрутах.

Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко на заседании местного правительства в конце октября назвала «Газели» «ведром с гвоздями» и вспомнила о большом количестве ДТП с их участием. Микроавтобусы не решают проблемы пассажирских перевозок из-за малой вместимости, сказал начальник отдела пассажирских перевозок Кирилл Петренко.

Комитет по транспорту мэрии Санкт-Петербурга в начале ноября разработал программу развития пассажирских перевозок, предусматривающую замену к концу 2010 г. микроавтобусов, имеющих менее 18 посадочных мест, автобусами большой вместимости (от 40 мест), сообщил «Ведомостям» Петренко. Заменены будут и около 2000 «Газелей», работающих в Петербурге. Перевозчикам разрешат использовать «Газели» до истечения срока договора с горадминистрацией. Большинство из них истекут к 2010 г., а к конкурсу по распределению маршрутов в 2010 г. допустят лишь перевозчиков, использующих автобусы средней и большой вместимости, сказал Петренко.

Транспортники Петербурга согласны с инициативой властей. Холдинговая транспортная компания «Питеравто» (около 2000 автобусов, из них «Газелей» – около 200) заменит свой парк «Газелей» автобусами большой вместимости «ЛиАЗ» и «МАЗ», сообщила менеджер по PR «Питеравто» Татьяна Мирко.

«Газели» не жалует и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Передавая в конце октября «Нижегородпассажиравтотрансу» партию автобусов большой вместимости «ЛиАЗ» и «МАЗ», он назвал «Газели» и «ПАЗы» «вчерашним днем» и сказал о планах заменить их на городских и пригородных маршрутах на автобусы Ford и Iveco.

«Газели» уходят и из Москвы. Пресс-секретарь ГУП «Мострансавто» (6000 автобусов) Евгений Малюта рассказал «Ведомостям», что осенью 2006 г. предприятие отказалось от них в пассажирских перевозках, заменив на микроавтобусы Мercedes. Эксплуатировать иномарки со средней стоимостью около $40 000 оказалось в два раза выгодней, чем «Газели», из-за их большей вместимости (около 18 посадочных мест у Мercedes, 11–13 у «Газелей»). «Газели» – самые безопасные автобусы в классе легких коммерческих автомобилей, утверждает пресс-секретарь группы ГАЗ Владимир Торин. А аварии с участием «Газелей» случаются, потому что перевозчики больше озабочены получением прибыли, чем техобслуживанием машин, сетует он: при средней цене «Газели» $10 000 за год на каждой маршрутке можно заработать до $50 000. Торин уверен, что «Газели» не исчезнут с российского рынка, их продажи растут (см. диаграмму).

У борцов с «Газелями» могут быть проблемы с антимонопольщиками, полагают юристы. Если перевозчик не будет допущен к конкурсу по распределению городских маршрутов без четкого экономического обоснования, почему «Газели» хуже импортных аналогов или больших автобусов, будет нарушен закон, считает юрист компании «Яковлев & партнеры» Михаил Черепнов.

Если власти Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы запретят использовать «Газели» в пассажирских перевозках, убытки группы ГАЗ могут составить $80–85 млн, говорит аналитик Константин Романов. По оценкам «Финама», в Москве пассажирскими перевозками занимаются около 10 000 «Газелей», в Санкт-Петербурге – около 3000, в Нижнем – около 1500.