Новинки книжных развалов: Слова и карты


Организационное обучение. М.: Альпина бизнес букс, 2007. 192 с. (серия «Классика Harvard Business Review»).

Менеджеры, считающие, что в организации они на самом верху, на самом деле могут и не возглавлять происходящего в ней, утверждает едкий на язык Генри Минцберг вместе с соавтором Лудо ван дер Хейденом. Их статья в очередном сборнике статей Гарвардской школы бизнеса посвящена весьма простому вопросу: как изобразить современную организацию. Авторы напоминают, что не так давно компаниям предлагалось заменить привычные схемы «рисунками в форме звезды с исходящими лучами, трилистника или даже пиццы», а некоторые ученые и вовсе «предложили перевернуть организационные таблицы вверх ногами и поставить простых сотрудников сверху, а начальство вниз». Сами же Минцберг и ван дер Хейден для изображения современной организации изобрели органиграммы. «На них, – поясняют авторы, – не показаны отдельные люди или должности, они, скорее, показывают территорию компании – ее горы, реки и города, а также дороги, связывающие их». Авторы утверждают, что эти изображения демонстрируют, «как работают компании, на них отображаются важные связи между людьми, продуктами и информацией».

Проверить, правы ли они в своей критике безликости нынешних организаций, легко: зайдите на сайт крупной компании в раздел «руководство», где на аккуратных квадратиках, как и пишут Минцберг и ван дер Хейден, представлены «имена и должности менеджеров, но ничего нет о компании, ее продуктах, методах работы или клиентах». Не менее легко, особенно если вы привыкли играть с детьми, овладеть четырьмя способами построения органиграмм: во «множестве» менеджеры наблюдают и распределяют; в «цепочке» менеджеры соответствуют количеству подразделений – они контролируют; в «концентраторе» менеджеры объединяют – координируют; в сети менеджеры связывают – побуждают. Побуждать детей, кстати, часто легче, чем сотрудников.

В этом непростом занятии читателю призвана помочь статья Джеффрu Пфеффера и Роберта Саттона, посвященная «ловушке красивых слов и умных разговоров», в каковую, по мнению авторов, постоянно попадают все менеджеры. «Начальство украшает речь сложными терминами и с удовольствием хватается за сложные концепции, – пишут Пфеффер и Саттон. – Руководители, которые могут представить новую стратегию с помощью одного-единственного слайда или выразить суть идеи в одном-двух предложениях, встречаются крайне редко. Большинство топ-менеджеров считают ценными идеи, которые содержат столько деталей и подробностей, что их презентация длится два часа и включает в себя множество цветных слайдов и новомодных терминов». А вот Дэвид Келли, CEO компании IDEO, мирового лидера в сфере дизайна, полагает что «от провала одной гениальной попытки больше пользы, чем от всего планирования безупречных интеллектуалов, вместе взятого».