Пик роста позади

Объем розничной торговли в этом году увеличился на 17%

За первые девять месяцев этого года объем розничной торговли составил 313,7 млрд руб., сообщает Петростат. Это на 17,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За три квартала прошлого года рынок вырос на 16,1%. В Петербурге доля средних и крупных торговых компаний составляет 82%, а год назад они занимали 76%. В Ленобласти сетевые ритейлеры занимают лишь 45% (37% год назад ). Руководитель направления стратегии российского офиса A.T. Kearney Антон Порядин оценивает долю сетевой торговли в Петербурге в 66–70%, а на российском рынке – в 33–34%. Оборот российского рынка торговли увеличился, по данным Госкомстата, за первые девять месяцев этого года на 14,8% и составил 7511 млрд руб.

В будущем темпы роста рынка будут снижаться, прогнозируют в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ). В этом году оборот розничной торговли составит 414,4 млрд руб., что на 12,3% больше, чем в прошлом году в сопоставимых ценах. В 2008 г. темпы роста розницы составят от 10,2% до 11,6%, а в 2010 г. рынок вырастет на 8,2–9%.

Темпы роста объема рынка торговли действительно снижаются, считают эксперты. Деньги у торговли отнимают сфера услуг, общепит и туризм, полагает гендиректор компании «Торговые решения» Алексей Крамарев. По его словам, если в конце 1990-х гг. средний потребитель тратил большую часть своих денег (до 70%) на продовольствие, то теперь до 40% его бюджета идет на сферу услуг. А гендиректор компании «Лавента» (сеть «Санта-хаус») Тигран Гукасян полагает, что снижение темпов роста затронет только рынок продовольственных товаров. По его оценке, рост продуктовой розницы составит в этом году меньше 10%, а сегмент non food будет увеличиваться на 15–20% в год еще несколько лет. Порядин оценивает, что в среднесрочной перспективе рынок продовольственного ритейла будет расти примерно на 7%, непродовольственного – на 11–12% в год. По данным «Тройки диалог», с января по сентябрь российский рынок продовольственных товаров вырос на 12,4%, а непродовольственных – на 16,8%. В структуре оборота петербургской розницы на продовольствие приходится 36%.

«Рынок продовольственных товаров пережил пик своего роста. В отличие от рынка, например, товаров для дома. Люди только сейчас массово задумываются об обустройстве своих квартир», – говорит Гукасян. Локомотивом рынка непродовольственной торговли, кроме товаров для дома и строительных товаров, стали, по словам Порядина, сети магазинов одежды. По его словам, они росли «выше среднего».

Гендиректор компании «Темп первый» (сеть универсамов «Находка») Евгений Мезенцев согласен, что темпы роста продовольственной торговли снижаются. Пять лет назад его обороты могли увеличиваться больше чем на 100% в год, вспоминает он, а теперь – максимум на 15%. «На петербургском рынке стало тесно. Мы предпочитаем открываться к Ленобласти, где уровень конкуренции ниже, чем в городе», – говорит он.

Впрочем, и в этой сфере есть сегменты, которые замедляют рост. Вскоре можно ожидать снижения темпов роста в сегменте бытовой техники и электроники, прогнозирует директор по связям с общественностью «Техносилы» Надежда Сенюк. Аналитик «Тройки диалог» Виктория Гранкина также отмечает, что этот рынок близок к насыщению.