Работать стало некому

Парадоксальная ситуация: формально дефицита кадров нет, а найти работоспособных специалистов почти невозможно

За 12 месяцев к сентябрю 2007 г. рост потребительских цен составил 9,5%, сообщает Наталия Орлова из Альфа-банка. По данным «Анкора», за тот же период зарплаты увеличились на 11,82%. Цифру российских кадровиков подтверждают данные компании Ernst & Young, оценившей увеличение зарплат в России в 11%.

Кого считали

Обзор заработных плат кадрового холдинга «Анкор» рассматривает период 1.09.2006–1.09.2007. В опросе в 27 крупнейших городах России приняли участие 394 компании (103 из них имеют представительства в Москве), из которых 65% иностранных и 35% российских. Размер компаний: менее 150 сотрудников – 49,5%, от 150 до 500 сотрудников – 37%, более 500 сотрудников – 13,5%. По секторам рынка: FMCG – 29%, производство – 50%, строительство и девелопмент – 12,6%, фармацевтика – 12,6%, услуги – 30%, разработка ПО – 5,8%, IT/телеком – 9,9%.

Данные нового исследования кадрового холдинга «Анкор» показывают, что зарплаты в Москве растут быстрее, чем в целом по стране: 15,5% в год. А рост зарплат в России заметно превышает инфляцию.

Рост доходов ускоряет монетарную инфляцию, продолжает Орлова, но вклад растущих доходов в инфляцию не так ощутим, если сравнивать его с притоком капитала или ростом потребкредитования.

Значительная часть увеличивающихся доходов идет на потребление импортных товаров, а цены на них растут не так быстро, соглашается Владимир Тихомиров из «Уралсиба». По его оценкам, вклад растущих зарплат в 10%-ную годовую инфляцию – в пределах 1–2%.

Куда большую проблему представляет не вклад растущих доходов в инфляцию, а то, что рост зарплат не компенсируется производительностью труда, которая, наоборот, снижается, констатирует Тихомиров и приводит данные Росстата: в 2005 г. производительность выросла на 5,5%, а зарплаты в реальном выражении (с учетом инфляции) – на 9,7%. В 2006 г., приводит Тихомиров оценку Минэкономразвития, рост производительности составил 6,2%, а рост зарплат – 13,4%, а на 2007 г. прогноз министерства таков, что производительность труда вырастет на 6,3%, в то время как рост реальных зарплат только за 10 месяцев года составил уже 16,6%, т. е. в 2,5 раза больше прироста производительности. «Мы работаем все медленнее, а получаем за это все больше», – афористичен Тихомиров.

Найти и сократить

А компании вовсе не спешат повышать производительность труда, говорит завлабораторией Института экономики переходного периода (ИЭПП) Сергей Цухло. По данным его исследования, в IV квартале 2007 г. об этом задумываются 23% предприятий. Это абсолютный минимум с 1998 г., утверждает Цухло, а максимума достигло количество жалоб на недостаток кадров как на главный фактор, сдерживающий рост производства: его упомянули 39% предприятий.

В исследовании «Анкора» говорится, что в 2008 г. 72% компаний планируют увеличить численность персонала. Но уже в 2007 г. 70% компаний, искавших себе работников, столкнулись с трудностями при подборе.

«Надо смотреть не на то, что предприятия говорят, а на то, что они делают», – возражает директор центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон: жалуясь на дефицит кадров, за последние 6–7 лет крупные предприятия и организации сократили 3–4 млн человек, или порядка 8% персонала. Не хватает же не просто работников, а квалифицированных работников, уточняет он и продолжает: однако такая нехватка наблюдается прежде всего в самых неконкурентоспособных (в том числе по уровню зарплаты) отраслях – легпроме, машиностроении. Недостаток кадров в легпроме ощущают 67% предприятий, в машиностроении – 49%, подтверждает Цухло.

Самые дорогие

Быстрый рост окладов в столице объясняется, с одной стороны, более высокой ценой жизни, с другой – концентрацией бизнеса и, как следствие, более высокой конкуренцией на кадровом рынке, уверена Наталья Данина, директор центра аналитических исследований кадрового холдинга «Анкор». «Так было и раньше, – убежден Александр Казаков, замгендиректора компании Exclusive Personnel. – Не получив специалиста по одной цене, работодатели спешат предложить другую, считая материальный мотиватор волшебной палочкой».

По данным «Анкора», по целому ряду позиций прирост заработных плат за год составил 30–45%: директор по развитию бизнеса, региональный менеджер по продажам, торговый представитель, менеджер по связям с общественностью, главный инженер, механик, водитель-экспедитор, специалист по сетевому обеспечению, переводчик, оператор базы данных.

«Могу согласиться с тем, что названные «Анкором» позиции востребованы на московском рынке труда, – говорит Наталья Голованова, руководитель центра маркетинговых и социологических исследований кадрового дома «Суперджоб». – По данным наших исследований, динамика роста средней заработной платы по Москве за тот же период составила в среднем 15%. Но 30–45%-ного прироста нет. Менеджер по связям с общественностью, персональный водитель получили, по нашим подсчетам, прибавку в 15%, менеджер по маркетингу – в 20%, бренд-менеджер – в 25%, в IT-отрасли системный администратор – в 20%, администратор Oracle – в 25%».

Они есть, но их нет

«Парадокс в том, что номинально дефицита по данным специальностям в Москве нет», – разводит руками Юрий Вировец, генеральный директор компании HeadHunter. Соотношение резюме/вакансий для категории директор по развитию– 11,7, главный инженер – 1,2, региональный менеджер по продажам – 1,4, торговый представитель – 1,3, оператор баз данных – 1,8, переводчик – 5,3, а менеджер по связям с общественностью – 6,2 (данные компании HeadHunter на основе размещенных вакансий компаний-работодателей и резюме соискателей).

«Однако найти свободных специалистов данных специальностей практически невозможно, – констатирует Елена Логачева, замгендиректора консалтинговой компании Delogys Group. – За последние три года мы подобрали 15 директоров по развитию компаниям с ежегодной выручкой свыше $100 млн. Из них ни один не был «свободен» – их приходилось перекупать».

«Позиция директора по развитию бизнеса подразумевает обширный функционал. Некоторое время назад специалист по бизнес-девелопменту занимался только подбором помещения и аналитикой. Сейчас же в связи с активной экспансией в регионы директора по развитию бизнеса отвечают за стратегию развития компании в регионе, подбор и охват целевой аудитории, документацию, внедрение полной логистической цепочки, даже за подбор персонала», – говорит Бэла Дзасохова, руководитель департамента консалтинговой компании Cornerstone.

«Что же до PR-менеджеров, то московские компании ставят непременным условием для кандидата опыт работы в профильной индустрии не менее 2–3 лет. На практике таких специалистов всего человека три на рынке», – качает головой Логачева.

Осознанная необходимость

«Рост зарплаты водителя-экспедитора связан с осознанием компаниями необходимости поднять зарплату. Еще полгода назад мы наблюдали на рынке разрыв между предложениями работодателей и ожиданиями соискателей по меньшей мере в 10 000 руб., в отрасли возник дефицит», – комментирует Сергей Новиков из кадрового центра «Виват персонал».

«Что касается IT, то изменяется представление работодателей о профессиональных качествах хорошего специалиста: IT-специалист, работающий в одном направлении, через год-два перестает быть интересен», – говорит Вировец.

Рост же зарплат маркетинговых специалистов, по его мнению, обусловлен тем, что в этой сфере остро не хватает нацеленных на результат профессионалов. Рынку недостает специалистов, способных правильно собрать и трактовать данные, на основе которых и принимаются все решения по маркетингу. Люди читают маркетинговые учебники, но не применяют на практике инструментарий или фокусируются лишь на сиюминутных задачах вроде заказа ручек с корпоративной символикой и рассылки пресс-релизов. «Поэтому спрос на опытных специалистов, умеющих мыслить стратегически, будет расти», – уверен Вировец.