Цифра недели: 6 баллов


В воскресенье на Черном море и в Керченском проливе разыгрался сильный шторм, МЧС России говорит – 6–7 баллов, волны – пять метров. Четыре судна затонули, шесть посрывало с якорей и посадило на мель, один танкер разломился, другой надломился. Вылилось 1300 т мазута, на дно ушло 6700 т серы в контейнерах, прочность которых неизвестна. Восемь человек пропали, трупы троих нашли.

Такая типичная для нас беда.

Власти говорят, что капитаны судов, находившихся в опасном месте, вовремя получили штормовое предупреждение, но пренебрегли им – «опять это наше русское «авось», по выражению губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. То есть разгильдяйство налицо.

Капитаны судов говорят, что предупреждение получили слишком поздно. А капитан теплохода «Святая Елена» Александр Гладких, которого цитирует интернет-портал Краснодарского края, рассказывает, что службы российского порта «Кавказ» в Керченском проливе долго не разрешали покинуть порт, чтобы спрятаться от волны. По его словам, капитаны полусотни судов просили разрешения сняться с якоря. Но чтобы уйти, положено взять лоцмана, а доставить его на катере по такой волне невозможно, да и лоцманов на всех сразу не напасешься. И вот когда два парохода поломало, рассказывает Гладких, «сказали: снимайтесь, идите; и все благополучно дошли» – без лоцманов и несмотря на то, что украинские береговые службы руководили ими не лучше, чем российские. То есть и здесь разгильдяйство налицо.

Наконец, танкеры, в которых через Керченский пролив перевозится мазут, ни за что не пустили бы, например, в турецкий Босфор. После шторма украинский премьер Виктор Янукович сообщил, что собирается предложить Москве новые правила судоходного режима с учетом «действующей международной практики», и упомянул про танкеры с двойным корпусом. Так что и здесь, строго говоря, разгильдяйство – где ж они раньше-то были?

Вообще-то, капитаны могли и вовсе не получить никакого штормового предупреждения, а потом разрешения уйти из порта, потому что без лоцмана не положено. И потонули бы. И разломиться мог не один танкер. И вытечь из него могло в три раза больше мазута. И погибнуть могло гораздо больше людей. И никто бы не удивился – разгильдяйство же, а тут шторм. Но, можно сказать, пронесло – тоже, к счастью, не редкая история.