Советы консультанта: В ожидании стратега


Пару лет назад ко мне обратился единоличный владелец сравнительно крупной московской кондитерской компании с просьбой помочь в привлечении инвестиций для развития нового проекта по производству шоколадных конфет класса премиум. Уже было закуплено современное швейцарское оборудование, разработаны рецептура и дизайн. Осталось найти денег на серьезную кампанию по продвижению продукта и развитие сбытовых каналов.

Это вообще мечта многих владельцев малых и средних предприятий – найти стратегического инвестора, который купил бы бизнес с хорошей премией или хотя бы дал денег на развитие в обмен на долю в компании. В регионах бытует мнение, что в столице стратеги на каждом шагу, московские же предприниматели склонны считать таковыми иностранцев и тюменских нефтяников. Но специалисты, занимающиеся привлечением инвестиций, знают, что среди потенциальных покупателей малых и средних компаний стратегов вообще немного, а настоящие бизнес-ангелы и вовсе редкость.

В роли стратегических покупателей предприятий малого бизнеса обычно выступают компании (инвестиционные фонды и банки, фонды прямых инвестиций) или группы частных инвесторов, предполагающие стратегические выгоды в виде увеличения доли рынка, в освоении новых сегментов и технологий, получении эффекта синергии, экономии на издержках. Внимание таких покупателей сосредоточено на будущих доходах, поэтому им важно наличие достоверной информации о результатах деятельности приобретаемой компании за прошлые годы – она становится базой для прогнозов.

Требования к объекту покупки предельно жесткие: предприятие должно работать в перспективной нише, иметь качественный продукт, прозрачный учет, команду грамотных управленцев и подтвержденный доход на уровне выше среднерыночного. Венчурные проекты с неясными рисками такими инвесторами обычно не рассматриваются.

Смысл покупки сравнительно небольшой (с годовым оборотом $3–10 млн) компании для стратегического инвестора состоит в увеличении капитализации в несколько раз за 4–6 лет и выходе из бизнеса со значительной премией. Вариантов выхода немного: 1) продажа конкуренту (в том числе и крупному западному игроку) или инвестиционному фонду; 2) публичное размещение акций (IPO) на Лондонской, а с недавних пор – и на Российской бирже.

Чем закончилась та история с кондитерской фабрикой? А вот чем: главным препятствием для продажи стратегическим инвесторам оказалось то, что за 15 лет предпринимательской деятельности собственнику, привыкшему решать все вопросы единолично, так и не удалось собрать толковую команду, построить корпоративную оргструктуру и наладить прозрачный управленческий учет. Нежелание платить специалистам для приведения бизнеса в вид, понятный стратегам, привело к закрытию проекта. Делайте выводы.