Ученые поймут

Адвокаты Таможенной службы (ФТС) просят провести экспертизу иска на соответствие законам США Институт США и Канады

В Арбитражном суде Москвы продолжилось рассмотрение иска ФТС о взыскании с BoNY $22,5 млрд в связи с участием служащих банка в 1996–1999 гг. в вывозе капитала из России. 10 июля суд удовлетворил ходатайство истца о смене ответчика с The Bank of New York Company, Inc. (владелец BoNY, сейчас BNY Mellon) на The Bank of New York. Перерыв был сделан для уведомления банка.

Представитель ответчика пришел на заседание без доверенности: банк подтвердил, что документы получены, рассказал адвокат ФТС Максим Смаль, но этого недостаточно. По соглашению 1935 г. между СССР и США такие уведомления делаются через МИД. Смаль считает, что это злоупотребление правом: ответчик надеется еще на полгода отложить рассмотрение дела. Суд решил продолжить заседание.

Уже несколько лет суды не обращают внимания на формальности уведомления, можно отправлять и курьером, говорит Дмитрий Степанов из «Юков, Хренов и партнеры».

Иск ФТС основан на праве США. Через BoNY, по признанию его руководства, было вывезено из России $7,5 млрд, а американский антикоррупционный закон RICO позволяет требовать с виновника в легализации незаконных доходов компенсацию в тройном размере отмытой суммы, обосновывает цену иска Смаль.

Исполнять решение российского суда в случае победы придется в США, говорит он. И чтобы проверить соответствие иска законам США и штата Нью-Йорк, адвокаты ФТС попросили экспертизу в Институте США и Канады РАН.

Судья попросила подтверждений, что у института есть лицензия на выдачу таких заключений и соответствующие эксперты. Информацию об этом истец должен предоставить сегодня.

Раньше в институте такие эксперты были, но сейчас ушли, говорит директор Центра международных исследований Института США и Канады Анатолий Уткин. Некоторые – в Институт государства и права РАН. Сейчас институт больше занимается военной, экономической и политической тематикой, но при необходимости может быстро найти нужного специалиста, отмечает другой сотрудник института. Суд не обязан учитывать экспертизу, говорит Степанов.