Фермеры на пути к мировому влиянию

Секрет того, как стать мировым лидером по производству мяса, замороженных и законсервированных овощей, «Ведомостям» раскрыл президент кооператива CECAB Group Алан Морис
А.Стасон

2001

избран президентом французского Национального экономического комитета по промышленной переработке овощей

2007

вступил в должность президента французского сельскохозяйственного кооператива CECAB

8000

фермеров являются участниками кооператива CECAB. Они работают в разных европейских странах: Франции, Испании, Венгрии, Польше

CECAB GROUP

сельхозкооператив. ОБОРОТ – 1,3 млрд евро (2006 г.). ПРОИЗВОДСТВО – 485 000 т консервированных и 137 000 т замороженных овощей (2006 г.). Группа владеет 28 заводами во Франции, Испании, Венгрии и Польше.

Глобализация порой творит удивительные вещи. Кооператив CECAB, созданный фермерами из патриархального французского региона Бретань, за четыре десятилетия превратился в одного из крупнейших производителей и переработчиков сельхозпродукции в Европе. Заняв лидирующие позиции в Западной Европе, в начале XXI в. французы двинулись на Восток. В 2006 г. был куплен венгерский холдинг Globus, а летом этого года введен в действие российский завод в Краснодарском крае.

– Вы являетесь президентом французского Национального экономического комитета по промышленной переработке овощей. Почему в этом году приняли предложение возглавить CECAB Group?

– Комитет объединяет 21 производителя и переработчика овощей во Франции, в том числе Bonduelle, CECAB, Coopagri Bretagne. Этот пост я занимаю уже семь лет, в июне 2008 г. должен покинуть его, поэтому и принял предложение CECAB.

– CECAB – это кооператив. Верно ли, что прибыль от деятельности кооператива не распределяется между его участниками?

– Наш кооператив – это собрание 8000 производителей, управляет им совет директоров, который я возглавляю. Когда кооператив приносит прибыль, часть идет на развитие, часть распределяется между пайщиками. Но наш основной принцип – «главное – это развитие». Например, в 2006 г. общий объем инвестиций CECAB Group в развитие составил 45,6 млн евро.

– Почему группа приняла решение строить завод в России?

– Мы убеждены, что рынок в России будет развиваться еще на протяжении 10 следующих лет. Собственный завод позволит нам снизить транспортные и таможенные издержки, а также оптимизировать логистику поставок.

– Почему остановились на городе Тимашевске?

– Особенность нашего производства в том, что мы должны в течение очень короткого периода произвести столько продукции, чтобы потом продавать ее весь год. Для зеленого горошка это 6–7 недель, для кукурузы – 15–20 недель. При выборе площадки мы рассматривали несколько территорий: Ростовскую область, Ставропольский край и Краснодарский край. Самым главным было подобрать под производство такое место, которое по климатическим условиям и качеству почвы соответствовало бы требованиям выращивания овощей для консервирования. Остановились на Тимашевске.

– В Западной Европе марка d’Aucy – прямой и сильный конкурент Bonduelle. В России d’Aucy – один из аутсайдеров. В чем причина?

– Разница объясняется просто. Bonduelle специализируется на индустрии овощей, они уже давно начали открывать рынок Восточной Европы. А мы были заняты развитием других направлений группы CECAB. В 2001 г. CECAB начал процесс интернационализации, сейчас мы присутствуем в Польше, Венгрии, России и уже составляем конкуренцию Bonduelle.

– Какова сейчас доля вашей продукции на российском рынке и каковы ваши планы по ее увеличению?

– Сейчас наша доля в общем объеме продаж овощной консервации в России – 10–12%. Мы хотим довести ее до 25–26%. Россия – это рынок с большим потенциалом, сейчас общий объем потребления консервированной продукции в вашей стране – 800 000 т в год.

– Сезон-2007 уже на 99% завершен, каковы результаты работы кубанского завода?

– «Кубанские консервы» произвели около 20 млн банок горошка и кукурузы – это первая партия. Мы рассчитываем, что за 2007–2008 гг. 40% наших продаж в России будут обеспечены за счет мощностей этого производства.

– Когда завод выйдет на проектную мощность?

– Через год после запуска. Расчетный срок окупаемости проекта – 5 лет.

– Как решаете вопрос с сырьем?

– Сейчас мы решили производить овощи на своей земле – это 6000 га. Примерно через пару лет мы планируем работать и с местными фермерами по поставкам зеленого горошка, в дальнейшем и по кукурузе. Будем обращаться к передовым хозяйствам, которые смогут выращивать овощи того качества, которое нам нужно.

– Как построена система дистрибуции CECAB в России?

– Изначально в России было создано две компании – «КЖК Восток» (занималась импортом консервов под маркой d’Aucy) и «Глобус Русс» (импорт продукции Globus). Сейчас мы их объединяем, будет один офис с единой системой дистрибуции. Мы начинаем активную политику продвижения нашей продукции в сети, трейд-маркетинг и развитие в регионах. Продукцию d’Aucy будем позиционировать в премиум-сегменте, Globus – в массовом.

– В 2006 г. CECAB приобрел убыточный венгерский холдинг Globus. Зачем?

– В 2001 г. CECAB начал работать над проектом в России. У нас было два пути: либо дорого купить группу, которая много зарабатывает, либо компанию с экономическими трудностями, но по приемлемым ценам. Покупая Globus, мы сделали серьезный шаг в область производства кукурузы, замороженных овощей и получили известную торговую марку. Эта покупка позволила войти, перепозиционироваться на рынке свежезамороженных овощей и занять четвертое место на европейском рынке. В 2006 г. мы начали реструктуризацию и реорганизацию группы: работали над консервным заводом в Дебречене, параллельно занимались заводами в Бекешчабе и Надькёрёше (производство замороженных овощей). В 2008 г. будем заниматься готовыми блюдами и заводом в Будапеште. Эта консолидация – лишь половина пути, которую нужно пройти, чтобы Globus стал рентабельным. Однако уже в 2009 г. мы рассчитываем получить сбалансированный результат по всей группе Globus.

– В чем заключается суть только созданного альянса между CECAB, Prestor и Gad и каких результатов от его деятельности вы ожидаете?

– Наша логика такова: на рынке, где мы присутствуем, мы должны иметь такой экономический вес, чтобы влиять на него. По направлению консервации и заморозки у нас уже есть международное влияние. По свинине сегодня мы имеем только региональное влияние – на западе Франции. Наша задача – национальное влияние как минимум, а потом мировое. Наши партнеры Prestor и Gad разделяют это мнение. Ежегодно альянс позволит выращивать 2,2 млн свиней, производить 368 000 т свинины, оборот по этому направлению составит 725 млн евро. Мы открыты для других участников рынка, готовых вступить в наш альянс, – как для французских, так и для испанских, немецких, датских и т. д. Тимашевск

CECAB сегодня:

Второй по величине производитель консервированных и замороженных овощей во Франции. Крупнейший во Франции поставщик яиц и сала. Входит в число европейских компаний – лидеров по убою свинины. СЕСАВ первым в Европе придумал производить и продавать замороженные омлеты. Самая популярная во Франции марка консервированных овощей d’Aucy принадлежит CECAB. Она же – одна из самых популярных во всех европейских странах.

Овощи. Цифры и факты

153 300 тонн составил объем российского рынка замороженных овощей и фруктов в 2006 г. Самые популярные в России производители замороженных овощей – Hortex, Hortino, Bonduelle, Ardo, Frosta. 75–90% замороженных овощей, продаваемых в России, импортируется. Около 70% таких овощей ввозятся из Польши.

Главный конкурент CECAB

Французская компания Bonduelle – крупнейший производитель консервированных овощей в Европе с долей рынка в 30%. В сегменте замороженной продукции компания занимает второе место (11% рынка). Выручка Bonduelle в 2005/2006 г. составила 1,2 млрд евро. Продажи консервов обеспечивают около 48% выручки Bonduelle, замороженные овощи – 23% выручки.