Кто заработает на олимпийской славе

Интерес к дорогостоящим спонсорским контрактам проявляют российские компании «Газпром», «Роснефть» и Bosco di Ciliegi

Интерес к локальному спонсорству проявляет десяток крупных компаний, финансировавших работу заявочного комитета, уточняет Чернышенко. В их числе были, например, «Роснефть», «Уралсиб», «Вимм-билль-данн» (ВБД), «Транснефть», «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР. Все они делали равные взносы. (Размер их не раскрывается, но только на рекламу заявки было потрачено около $10 млн без учета скидок.) «Роснефть» действительно обсуждает участие в спонсорстве Игр в Сочи, сообщил «Ведомостям» сотрудник компании. Об интересе к спонсорству говорит и пресс-секретарь ВБД Антон Сарайкин. Не исключено, что затраты национальных спонсоров также будут исчисляться десятками миллионов долларов – конкуренция между претендентами взвинчивает цены. По данным Financial Times, главный партнер Лондонской олимпиады 2012 г. – банк Lloyd’s TSB заплатил оргкомитету Игр 80 млн фунтов. Стартовая цена спонсорского пакета лондонских Игр по категории «нефть – газ» составляла $50 млн. Сколько заплатил победитель – французская компания EDF, не раскрывается. А вот титул официального перевозчика Лондона-2012 обойдется автомобильным компаниям «всего» в $5 млн.

До Олимпиады в Сочи еще семь лет, но скоро у нее появятся первые спонсоры, обещают спортивные функционеры. Вчера завершился визит в Москву главы комиссии по маркетингу Международного олимпийского комитета (МОК) Герхарда Хайберга и директора по маркетингу МОК Тимо Лумми, проводивших переговоры с оргкомитетом «Сочи-2014» и потенциальными спонсорами. Результаты их держатся в секрете. Гендиректор оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко лишь говорит о большом интересе российских компаний к спонсорству. «Для меня очевидно, что у МОК появятся топ-партнеры из России», – рассказывал он ранее «Ведомостям». Топ-партнер (глобальный спонсор) – высший статус партнера олимпийского движения (см. инфографику). По данным Чернышенко, стоимость четырехлетнего контракта топ-партнера МОК сейчас начинается от 65 млн евро. Президент Олимпийского комитета России (ОКР) Леонид Тягачев утверждает, что заявку на топ-партнерство уже подала корпорация «Газпром». Однако представители газового монополиста этот вопрос не комментируют.

Олимпийская Bosco

Зато интерес к статусу топ-партнера подтвердил «Ведомостям» владелец продавца люксовых товаров, группы Bosco di Ciliegi, Михаил Куснирович. Во вторник он встречался с Хайбергом, рассказала директор по связям с общественностью группы Ольга Юдкис. Сообщить об итогах переговоров она вчера не смогла. Однако высокопоставленный сотрудник ОКР рассказал, что Bosco di Ciliegi готова заплатить за статус топ-спонсора $70–100 млн. Финансовые показатели группы не раскрываются, но, по оценкам журнала Forbes, в 2003 г. ее оборот составлял $250 млн. Стать спонсором оргкомитета «Сочи-2014» Bosco готова, как только это будет возможно, уточнял Куснирович. Сейчас группа является партнером ОКР и поставщиком одежды для российской олимпийской сборной до 2010 г.

Вопросы целесообразности

Куснирович отмечает высокую эффективность олимпийского спонсорства. Участие в Олимпиаде выгодно прежде всего эмоционально, заявлял он на олимпийской конференции «Ведомостей». Однако добавлял, что за две недели работы в Олимпийской деревне Турина магазин Bosco заработал на продаже товаров с символикой российской сборной много больше $1,5 млн. В период трансляций олимпийских состязаний продажи спонсора максимально увеличиваются, говорит Анна Козловская, директор по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola в России. Кроме того, поддержка Игр положительно влияет на репутацию компании. Около 71% россиян считает, что олимпийское спонсорство целесообразно для Coca-Cola, добавляет она. Топ-партнер МОК General Electric (GE ) ожидает получить от продаж оборудования во время подготовки и проведения Игр в Пекине дополнительную выручку в $800 млн. При этом общий годовой доход компании в Китае в этом году составит $6 млрд, рассказывает Кирилл Голубков, руководитель пресс-службы GE в России и СНГ.

На месте не дешевле

По словам Чернышенко, до конца года могут быть заключены первые контракты с национальными спонсорами Сочи-2014, но действовать они будут с начала 2009 до конца 2016 г. Сейчас решается вопрос, какие именно категории для национального спонсорства будут открыты в России, ведь локальные партнеры не могут быть конкурентами топ-партнеров МОК. У большинства из 12 действующих топ-партнеров контракт действует до Игр 2012 г., т. е. их «товарные категории» на время Олимпиады в Сочи свободны. Исключения составляют Coca-Cola, продлившая контракт до 2020 г., и Panasonic, заключивший соглашение до 2016 г. по категории «аудио- и видеопродукция», объясняет пресс-служба МОК.

Спонсорский ажиотаж

Доходы оргкомитета Игр-2010 в Ванкувере от спонсорства в 2007 г. на 20% превысят прогноз, достигнув $82 млн, сообщается в годовом отчете комитета. За весь период подготовки и проведения Олимпиады канадский оргкомитет планирует собрать от спонсоров $776 млн. Оргкомитет Сочи-2014 также рассчитывает превысить план по спонсорским сборам, составляющий пока $350 млн. Еще $30 млн планировалось заработать на продаже лицензий на выпуск олимпийских сувениров. МОК получит 3–7,5% от разных статей дохода оргкомитета.