Oт редакции: Опыты над отраслью


На днях Дума приняла в первом чтении поправку к закону о госрегулировании производства и оборота алкоголя, отменяющую учет оптового звена в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Ранее правительство пришло к выводу о невозможности введения ЕГАИС в рознице. Так что, если сегодня поправка будет принята окончательно, ЕГАИС останется только у производителей алкоголя.

Ну подумаешь, оптовики купили оборудование, а теперь не знают, куда его девать. $100 млн туда, $100 млн сюда – неважно, лишь бы отстали. Законодательную практику в алкогольной сфере можно воспринимать двояко. С одной стороны, по данным Счетной палаты, в результате алкогольного кризиса бюджет недополучил около 15 млрд руб. Но все равно доходы бюджета от акцизов на алкоголь за девять месяцев 2007 г. выросли на 20% по сравнению с тем же периодом 2005 г. Главная заявленная цель – борьба с нелегальным алкоголем – пока не достигнута: по данным той же Счетной палаты, в 2006 г. более 40% проданной в рознице водки было нелегальной. Может быть, задача слишком сложная? Попробовали, ну не получилось. Не опускать же руки.

С другой стороны, сколько бы участникам рынка ни пришлось платить за странные инициативы чиновников (в 2006 г., например, рынок потерял $1 млрд), они будут и дальше производить и продавать алкоголь. Убытки отрасли становятся чьей-то прибылью, а лоббисты все время меняются. Почти каждое изменение закона влечет за собой новые контракты: закупка оборудования, новых акцизных марок и т. п. Здесь поле для бесконечных экспериментов. Вот, например, в середине октября Дума приняла в первом чтении еще одну поправку в алкогольный закон, которая возвращает акцизную марку на горлышко бутылки (с января 2006 г. марка клеится сбоку). Почему бы не сделать этот процесс регулярным? Раз в два года менять место наклейки марки, чтобы производитель раз в два года закупал новый клеящий станок.