Ролики завернули

В предвыборный эфир не попал лозунг СПС «План Путина – беда России».
Д. Гришкин

Нескольким партиям пришлось отозвать свои рекламные ролики, после того как телеканалы напомнили им: по новому закону о выборах в Госдуму нельзя критиковать оппонентов. Об этом вчера сообщила член Центризбиркома Майя Гришина на совещании с председателями избирательных комиссий регионов.

Партийная реклама. 27%

россиян считают эффективными ролики «Единой России»

8%

опрошенных «Левада-центром» называют удачной телерекламу ЛДПР

6%

за ролики КПРФ. Опрос проведен 9–12 ноября, выборка – 1600 человек, погрешность – 3%

Пострадали две партии. В ролике «Гражданской силы» лидер ЛДПР Владимир Жириновский изображен персонажем мультфильма, которого награждают за особые заслуги, например за создание уголовно-исполнительной системы. Лидер «Гражданской силы» Михаил Барщевский говорит, что с самого начала был не в восторге от ролика. Партия социальной справедливости в своем ролике раскритиковала моральный облик кандидата «Справедливой России» Людмилы Нарусовой, припомнив ей косвенное отношение к передаче «Дом-2», которую ведет ее дочь.

По запросу телеканалов правовое управление ЦИК сделало заключение: ролики направлены на создание отрицательного образа оппонента. Неоднократные нарушения такого рода могут повлечь отказ в регистрации, говорит Гришина.

С подобными ограничениями столкнулись и другие партии. В эфир не пустили ролик СПС, в котором лидер партии Никита Белых провозглашал: «План Путина – беда России», говорит руководитель предвыборного штаба партии Антон Баков: «Никаких письменных заключений не было, нам просто сказали на ОРТ, что не будут это ставить».

А свердловский облизбирком усмотрел признаки экстремизма в агитационных роликах СПС и «Справедливой России». В ролике эсеров «сидит гражданин и трясет кипой бумаг <...> Он говорит, что в этих бумагах список чиновников и казнокрадов, которых он будет сажать, и это его программа», цитирует «РИА Новости» председателя облизбиркома Владимира Мостовщикова. Он сообщил, что в четверг материалы были отправлены в прокуратуру, которая должна дать заключение.

Предвыборную агитацию, которая все-таки попала в эфир, эксперты оценивают не слишком высоко. «Представители партий говорят практически одно и то же, только в конце можно отличить их по эмблеме или по лидеру, тексты как будто написаны одним человеком», – констатирует вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев. «Глядя на большинство роликов, возникает ощущение, что их создатели не обращались за помощью к профессионалам», – недоумевает креативный директор рекламного агентства Prior Никита Огурцов. Оба эксперта отметили, что удается «продавать» партию в эфире только ЛДПР.

Партиям приходится действовать в рамках жестких ограничений и в условиях отсутствия реальной конкуренции, говорит политолог Александр Кынев, это сказывается на эффективности телеагитации. В 1995 г., по данным исследования «Левада-центра», ролики были на втором месте среди побуждающих голосовать факторов, вспоминает замдиректора Алексей Гражданкин. А сейчас 44% граждан даже не могут сказать, чья агитация лучше.