Доходное место: В ожидании чуда


Многолетние усилия власти найти нечто, что позволило бы диверсифицировать российскую экономику, не назовешь напрасными. Как сказал недавно глава Минтранса Игорь Левитин, “с учетом географических преимуществ России логистика в нашей стране может и должна стать новой отраслью экономики, сопоставимой по масштабам с традиционными для России секторами, такими как экспорт энергоносителей и вооружений”.

Поданным, обнародованным министерством, в 2005 г. объем российского рынка логистики составлял $93 млрд. Ожидается, что в течение ближайших пяти лет он вырастет до $125 млрд. Только снижение транспортно-логистических издержек на 10% позволит увеличить товарооборот страны на 50%. Сейчас на предоставлении транзитных услуг Россия зарабатывает чуть более $3 млрд в год. А, к примеру, Голландия с ее, прямо скажем, невеликой территорией – $20 млрд. Меж тем в DHL Russia подсчитали, что спрос на логистические услуги в нашей стране растет на 18–23% в год. Для сравнения: в Европе этот показатель не превышает 6%.

Вложения в логистику становятся все более актуальными. Аналитики компании Jones Lang LaSalle полагают, что этот сектор аккумулирует около 15% всех инвестиций в коммерческую недвижимость (до $4 млрд в 2006 г., по данным Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko (C&W/S&R) и доля его будет только расти. Доходность в 15–18% годовых остается беспрецедентной для Европы и гарантирует приток средств на много лет вперед.

Однако эксперты отмечают, что западный бизнес вкладывает только в крупные компании, уже вышедшие на миллиардные обороты. В частном разговоре представитель одного из зарубежных инвесторов обмолвился: западные

фонды готовы сотрудничать “с политически аффилированными компаниями”, видимо считая таковыми фирмы, имеющие большой кредит доверия у власти. Очевидно, только такие вложения представляются инвесторам безопасными.

“Интерес есть, и все-таки они перестраховываются, – говорит об иностранных инвесторах директор департамента складской и индустриальной недвижимости Penny Lane Realty Игорь Казимов. – Срок окупаемости проекта – до 10 лет, это немало. Вот если им предложить складской комплекс класса А, готовый, заполненный арендаторами, да еще желательно из числа западных компаний, они его тут же купят”.

Директор департамента складской и индустриальной недвижимости Colliers International Максим Шакиров напоминает: складской рынок еще молод, во многом ориентирован на регионы, а такую удаленность от центра некоторые инвесторы рассматривают как определенный риск.

Руководитель отдела складской и производственной недвижимости CB Richard Ellis / Noble Gibbons Роберт Обри полагает, что быть осторожным при выходе на новый рынок “естественно для любого инвестора”. Этот сегмент наименее развит, проникновению на него препятствуют существенные барьеры. Поэтому, указывает Обри, “всего несколько российских групп могут предложить широкую платформу для девелопмента, какую ищут многие инвесторы”.

Аналитики обращают внимание на то, что иностранные инвесторы практически не вкладывают средства в средние по размерам компании с целью “вырастить” их. Ситуацию директор отдела рынка капитала C&W/S&R Илья Кутнов связывает, в частности, с тем, что “основная масса западных фондов, заинтересованных в инвестициях в российскую коммерческую недвижимость, хочет приобретать готовые объекты, а не доли в девелоперских компаниях”.

Фондов, которые готовы инвестировать собственно в девелоперские компании, немного. Наиболее отчетливо эту политику проводит Special Situations Fund компании Morgan Stanley. Однако здесь речь идет о крупных игроках, таких как “РосЕвроДевелопмент”, RGI. Если же брать своеобразный middle class российского бизнеса, то здесь можно выделить разве что “Русскую логистическую службу” (РЛС). В прошлом году американский фонд Great Circle Fund LP (GCF) вложил в РЛС $20 млн, благодаря чему, по расчетам возглавляющего компанию Кирилла Власова, в 2007 г. РЛС должна удвоить свой оборот и достичь рубежа в $70 млн.

Поиск партнеров для таких операций ведется долго и тщательно. Кроме того, GCF создал своего рода страховую систему, гарантирующую его от неожиданностей. Есть сам GCF, американский фонд прямых инвестиций. Есть Alfa Capital Partners – региональная управляющая компания фонда. И есть бельгийская Probel Capital Mana-gement – своеобразная ревизионная компания.

Логистика в России – отрасль хоть и непростая, но перспективная. Директор управления коммерческой недвижимости и девелопмента “Миэль-Недвижимости” Андрей Бушин напоминает, что в СССР управлением товаропотоков занимались сами производители или торговые операторы, и отмечает, что “большинство российских компаний до сих пор предпочитает делать это самостоятельно”.

То есть поле деятельности для профессионалов все еще огромно. Главное же – попытаться создать в стране общую логистическую систему нового уровня, чтобы добиться перевода товаропотоков из Европы в Азию по территории России. Эта идея представляется весьма привлекательной.

Грузооборот между США и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) составляет $1 трлн в год. Транспортные издержки США при доставке грузов в Европу и страны АТР составляют $658 млрд, Японии – около $340 млрд, Германии – $185 млрд, Великобритании – $124 млрд. Заполучить хотя бы часть этих “издержек” на территорию России – интересная задача.