Ориентиры: MIPIM: кто последний?


Примерно 12 лет назад я познакомилась с одним интересным человеком, безусловным авторитетом на рынке недвижимости. Он умел занимать меня рассказами об этом рынке (причем как о российском, так и о зарубежном), а я была благодарным слушателем. Этот человек рассказал мне о существовании FIABCI (Federation Internationale des Administrateurs de Biens Conseils et Agents Immobiliers), членом которой я сегодня являюсь, и крупнейшего ежегодного инвестиционного салона MIPIM в Каннах, куда я езжу вот уже четыре года подряд.

Это сегодня, а 12 лет назад российские компании только начинали осваивать крупнейшую в мире выставку по недвижимости. Многие считали посещение MIPIM блажью, так как работали все равно на российском рынке, клиентов хватало, а мода выступать на международных конференциях еще не пришла.

Теперь ситуация коренным образом изменилась: на дворе ноябрь, а мест на MIPIM-2008, который традиционно проходит в середине марта, для новых экспонентов уже нет. Российским компаниям (как и всем прочим новым участникам MIPIM) предлагают встать в довольно длинный “лист ожидания” и надеяться на счастливый исход.

Менеджер отдела продаж MIPIM Танюа Синганкутти отмечает, что всем участникам MIPIM-2007 была предоставлена возможность перебронировать свои стенды на следующий, 2008 год. “Несмотря на то что большая часть оставшегося свободного выставочного пространства была отдана российским компаниям, – подчеркивает Синганкутти, – у нас не будет возможности обеспечить выставочными площадями всех желающих. “Лист ожидания” российских компаний довольно длинный. Несмотря на это, мы в порядке очереди предоставляем для российских клиентов взвешенные решения, учитывающие специфику компании, ее возможности”.

Логика развития ситуации

Подобное развитие событий не могло не спровоцировать реакцию со стороны участников рынка. Среди российских компаний упорно поползли слухи о том, что всеми правдами и неправдами организатор MIPIM, компания Reed Midem, хочет избавиться от новых российских участников, передвинув их на новые, еще только раскручивающиеся выставки – MIPIM Asia (первая выставка состоялась осенью прошлого года) и MIPIM Horizons (первая выставка состоится в декабре следующего года). Дабы отделить правду от вымысла, пришлось позвонить управляющему директору компании Reed Midem Тьерри Рено.

“Никто не собирался и не собирается вытеснять российские компании с MIPIM, – заявил Тьерри Рено в телефонном интервью “Ведомостям”. – Сегодня, как и много лет назад, мы более чем счастливы приветствовать российских участников. В этом году, на MIPIM-2007, российская делегация была на 4-м месте по численности (550 компаний-участников, в том числе 206 компаний-экспонентов, всего 53 стенда), количество российских компаний – участников MIPIM возросло по сравнению с 2006 г. на 44%. Стенды Министерства экономического развития и торговли РФ (МЭРТ), Краснодарского края и ОАО “ГАО “Москва” стали 3-м, 4-м и 5-м соответственно по размеру. На MIPIM-2008 стенд МЭРТ, площадь которого составит 500 кв. м, опять-таки будет одним из крупнейших”. Рено подчеркнул, что на MIPIM-2008 35 российских компаний уже подтвердили заявки на свои прошлогодние стенды. “Кроме того, стенды получили 13 новых российских участников, среди которых преобладают девелоперские компании – Peresvet Investment, Russian Land (STT Group), ST Group, Yart Development, Miel и др.”, – говорит он.

По словам Рено, новая выставка MIPIM Horizons организуется вовсе не с целью исключить российские компании из международного профессионального сообщества, а по причине повышенного интереса инвесторов к странам с развивающейся экономикой, в число которых входит и Россия. “Открывая новые выставочные площадки, мы предлагаем компаниям экстра-возможности”, – констатирует Рено.

Действительно, в пресс-релизе о новой выставке MIPIM Horizons, опубликованном совместно Reed Midem и мэрией г. Канны, говорится, что экспозиция будет посвящена тем странам и регионам, которые имеют высокий потенциал для развития бизнеса, а значит, представляют собой особый интерес для инвесторов в недвижимость. “Особое внимание будет уделено Центральной Европе, Ближнему Востоку, Центральной Азии, Латинской Америке и субъектам Российской Федерации”, – подчеркивается в пресс-релизе.

“За 18 лет (MIPIM начала проводиться в 1990 г. – “Ведомости”) MIPIM зарекомендовала себя как единственная профессиональная международная выставочная площадка для участников рынка недвижимости, – отмечает председатель совета директоров Reed MIDEM Пол Зилк. – Международное инвестиционное сообщество ищет новые возможности для развития бизнеса, и новая выставка MIPIM Horizons позволит им открыть особо привлекательные для инвестирования страны и регионы”. Напомним, что премьера MIPIM Horizons состоится в Каннах со 2 по 4 декабря 2008 г.

Синица в руках

Конечно, новые возможности – это хорошо, но участники рынка недвижимости в большинстве своем консерваторы. К новым возможностям они присматриваются, но больше всего уважают возможности, проверенные временем, а значит, гарантированные. Что же делать тем, кому стенда на MIPIM-2008 все-таки не хватит? Рено советует им регистрироваться на выставку посетителями.

Посещение MIPIM дает небывалый урожай контактов и знакомств – как российских, так и зарубежных, полностью меняет представление о рынке недвижимости и методах работы на нем, а также культивирует чувство причастности к некоему высокопрофессиональному сообществу. Эти впечатления не заменят ни интернет, ни рассказы очевидцев. Впрочем, это только мое субъективное мнение, ни в коем случае не претендующее на истину в последней инстанции. Недовольные и обделенные всегда найдутся, и оптимисты не смогут их утешить или переубедить. Заявить о достижениях своей компании можно не только большим красивым стендом и шестизначной суммой (в евро), потраченной на изготовление представительской продукции. Главное – создать своей компании безупречную деловую репутацию. Тогда жажда публичности отступит, а на поверхности окажется чувство собственного достоинства. К сожалению, произойдет это чудесное превращение не сразу, а только тогда, когда компания станет известной на международной арене.

Готовясь к посещению последнего MIPIM, я просматривала в поисковике интересующие меня зарубежные компании, чтобы заблаговременно назначить встречу с их представителями. Хотя компании были известные, далеко не каждая из них имела свой стенд. MIPIM-2007 подходил к концу, я решила отступить от обязательной программы и зайти на стенд Лондона. Среди множества буклетов и брошюр я с удивлением увидела три аккуратные стопки визиток представителей одной из крупнейших архитектурных мастерских – Skidmore, Owings & Merrill (SOM). Да, топ-менеджеры SOM так вот просто взяли и оставили свои визитки на стенде Лондона, города, в котором размещается их штаб-квартира. У SOM не было своего стенда, и, похоже, их это ничуть не смущало. Им просто уже не нужна была публичность. Возможно, потому, что создаваемые SOM в самых разных точках земного шара небоскребы являются самым лучшим и самым наглядным подтверждением жизнеспособности и успеха компании.