Остановка через суд

Докеры Первой стивидорной компании перестали бастовать, а Вторая и Четвертая продолжают акцию

В ночь с пятницы на субботу докеры Первой стивидорной компании (ПСК) перестали бастовать. Они выполнили решение горсуда, который накануне вынес определение до 14 декабря приостановить объявленную докерами бессрочную забастовку. Забастовка приостановлена до выяснения ее легитимности, объясняет представитель порта Дмитрий Бауков.

ОАО «Морской порт Санкт-Петербург»

группа компаний. Включает Первую, Вторую, Третью и Четвертую стивидорные компании. АКЦИОНЕРЫ – Jysk Staalindustri (51%) и Chupit Ltd (49%) владельца НЛМК Владимира Лисина. ВЫРУЧКА – 771,7 млн руб. (2006 г.). ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ – 26,2 млн руб. (2006 г.).

Докеры Первой, Второй и Четвертой стивидорных компаний, входящих в группу ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», начали забастовку 13 ноября. Они требуют повышения зарплаты на 30%. Ежедневно в забастовке участвовало до 500 докеров, а с 22 ноября к ним собирались присоединиться тальманы, швартовщики и работники плавучего крана ПСК, говорит Моисеенко. С забастовщиками был согласован необходимый минимум работ, в который входила перевалка опасных грузов, однако работники нарушили данное требование, говорит Бауков. Накануне забастовки для докеров в соответствии с Трудовым кодексом был установлен минимальный перечень работ, который сопровождался подробным списком наименований грузов, попадающих в категорию опасных, подтверждает глава комитета по транспортно-транзитной политике Николай Асаул. Комитет выступает третьей стороной в судебном процессе.

В число опасных, по его словам, входят отдельные виды зерновых культур – жмых зерновой (шрот), который является самовозгорающимся веществом. Именно с этим грузом отказались работать докеры ПСК, утверждает Асаул. Из представленных работодателем документов не вытекает, что данный вид груза входит в категорию опасных, утверждает руководитель профкома морского порта Александр Моисеенко. «Мы запрашивали данные по этому грузу, но работодатель отказался их предоставить», – говорит он.

По словам Моисеенко, суд вынес определение в отсутствие ответчика. «В течение 10 дней мы оспорим это решение в Верховном суде», – уверяет он.

Если суд найдет нарушения в организации забастовки, докеры рискуют быть уволенными и потерять зарплату за дни, в течение которых они не работали, говорит управляющий партнер юрфирмы «Дювернуа лигал» Егор Носков.

Во Второй и Четвертой стивидорных компаниях бессрочная стачка продолжается и в ней будут принимать участие до 700 человек, утверждает Моисеенко. Эти компании не переваливают шрот, но, возможно, там будут выявлены другие основания для приостановки забастовки, говорит Асаул. Бауков отказался сообщить, подавало ли руководство порта иски против двух других бастующих стивидорных компаний. Моисеенко говорит, что ему об этом неизвестно.

Забастовка уже принесла убытки порту. Перевалка грузов снизилась на 70%, если трудовой спор не будет урегулирован, то до конца года порт потеряет $1,5 млн, заявил на прошлой неделе гендиректор ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Сергей Челядин. Представители порта отказались оценить, насколько восстановится грузооборот, после того как одна из компаний возобновит работу. «На мощности Первой стивидорной компании можно перебрасывать грузы с бастующих Второй и Четвертой стивидорных компаний», – утверждает один из оппонентов бастующих. В прошлом году ПСК по грузообороту обогнала двух других стивидоров. По оценке одного из транспортных аналитиков, просившего не называть его имени в печати, если две стивидорные компании продолжат бастовать, то грузооборот порта снизится примерно на 60%.