Осторожно: новые акции!

Российский бум IPO по-прежнему не приносит удачи инвесторам: почти половина появившихся в этом году бумаг торгуются ниже цены размещения

Бум IPO в России длится уже третий год. В 2006 г. российские компании, по данным Mergers.ru, провели публичные размещения акций на $17,7 млрд – в четыре раза больше, чем в 2005 г. В этом году, по данным UBS, объем IPO достиг $30 млрд – при том что в конце прошлого года этот инвестбанк прогнозировал максимум $25 млрд. Рекордный объем IPO в этом году отчасти связан с приближающимися выборами – «многие акционеры хотят откэшиться перед сменой власти», говорит аналитик «Ренессанс капитала» Ованес Оганисян.

Акции «Дикси» не растут из-за того, что компания менее привлекательна, чем более крупные и быстрорастущие «Седьмой континент» и X5, считает аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская: «Они работают с низкой рентабельностью и потому медленнее развивают сеть». «Нутритек» она считает сильно недооцененным: «Его акции должны стоить не $50, а больше $70».

Деньги рекой. 4,926

миллиарда долларов привлекли российские компании в ходе IPO в 2005 г. Крупнейшая из 12 сделок – у АФК «Система» ($1,56 млрд).

17,655

миллиарда долларов привлекли российские компании в ходе IPO в 2006 г. Крупнейшая из 15 сделок ($10,656 млрд) – у «Роснефти».

30

миллиардов долларов привлекли российские компании в ходе IPO в этом году. Крупнейшая из 14 сделок на счету ВТБ ($8 млрд).

21

компания уже анонсировала IPO в будущем году. Они могут привлечь $17–21 млрд. Источник: Альфа-банк, UBS, «Ренессанс капитал».

Крупнейшей сделкой этого года стало майское IPO ВТБ: на биржах Москвы и Лондона банк привлек $8 млрд. Только частных инвесторов, купивших бумаги, оказалось 124 000.

Напрасные надежды

Правда, для них эта инвестиция пока не стала успешной: при цене размещения 13,6 коп. 14 ноября акции ВТБ на ММВБ стоили почти на 15% дешевле – 11,52 коп.

Акционеры ВТБ не одиноки. Из 20 размещенных в этом году бумаг восемь торгуются ниже цены размещения (см. таблицу).

Больше всех потеряли инвесторы AFI Development. Депозитарные расписки на ее акции с майского IPO подешевели на 25%, «Ситроникса» с февраля – на 42%.

Так было и прежде. В декабре прошлого года из 15 размещенных в 2006 г. бумаг пять торговались ниже цены IPO и еще одна («Комстар») близко к ней.

Одной из причин роста числа подешевевших бумаг менеджер западного инвестбанка считает общую динамику рынка: индекс РТС с начала года прибавил менее 20% против прошлогодних 70%.

Правда, если сравнить динамику котировок появляющихся на рынке бумаг с изменением индекса РТС за аналогичный период, получится еще более удручающая картина. Из 20 компаний индекс обогнали 10.

Если котировки падают, значит, компании не оправдывают ожиданий инвесторов, категоричен портфельный управляющий «Тройки диалог» Олег Ларичев. По его мнению, неважно, по какой цене из диапазона компания продана в ходе IPO, – если ее по такой цене покупают, значит, считают ее справедливой.

В самом деле, AFI Development и «Интегра» (-10,4%) разместились по верхним границам своих ценовых диапазонов, а «Полиметалл» (-9,6%), «Нутритек» (-4,4%) и «Дикси» (-5,1%) – по нижним, но упали они все.

Причины у каждого свои. «Интегра» увеличила убытки, «Полиметалл» снизил выручку, а показатели «Нутритека» даже улучшились.

Отработанный материал

«В России собственники компаний зачастую не хотят делиться с инвесторами в период бурного роста и для привлечения капитала используют другие инструменты – кредиты или облигации. А IPO делают, когда фаза роста подходит к концу, поэтому потенциала роста почти и не остается», – считает замруководителя брокерского управления «Метрополя» Александр Захаров.

Захаров приводит в пример розничную сеть «Дикси». С 2004 г. по май этого года, когда компания разместила свои акции на бирже, ее стоимость выросла на 230%. По крайней мере такой результат следует из прибыли фондов Citigroup Venture Capital International, Russian Growth Fund и Russian Retail Fund II, купивших тогда доли в «Дикси» за $60 млн и продавших их в ходе IPO в 3,3 раза дороже – за $200 млн. Инвесторы, купившие акции сети во время первичного размещения, пока в проигрыше.

рано подводить итоги

«Как правило, меньше чем через год выводы об успешности вложения мы не делаем», – рассказывает менеджер управляющей компании, которая покупает акции в ходе IPO. Из разместившихся и подешевевших в этом году акций он купил только «Дикси» и верит, что они вырастут. «Потребительский бум – это не фантазия! – восклицает управляющий. – В гипермаркетах действительно иногда сложно не то что к кассе подойти, а между полок протиснуться».

Именно компании потребительского сектора провели самые (пока) выгодные размещения этого года: акции «Росинтер ресторанс» с июля прибавили 78%, «Фармстандарта» – 60% с мая, замечает Оганисян.

А вот акции AFI Development упали, поскольку компания Льва Леваева решила выручить максимум возможного, полагает Бобровская.