Придется затянуть пояса

Убытки финансовых гигантов грозят сокращением выплат их сотрудникам

1998 г.

более чем на 20% после краха хедж-фонда Long-Term Capital Management

2001 г.

на 26% из-за спада на рынке акций, IPO, слияний и поглощений

2002 г.

на 18% в последний год трехлетнего падения после того, как в 2000 г. лопнул технологический пузырь

Убытки от кризиса. 70

миллиардов долларов До этой суммы потеряют инвестбанки, считают Citigroup и J.P. Morgan Chase. Deutsche Bank дает эту оценку потерь только на 2007 г.

130

миллиардов долларов могут достичь итоговые потери инвестбанков, по оценке Deutsche Bank

400

миллиардов долларов могут составить совокупные потери банков, инвесторов, управляющих, ипотечных кредиторов, страховщиков, по оценке Deutsche Bank

Многие сотрудники инвестиционных банков Уолл-стрит и лондонского Сити получат мало денег, когда работодатели начислят им бонусы по итогам этого года.

Бумажный бонус

Обычно банкиры и трейдеры получают около 70% бонуса деньгами и 30% – акциями и опционами. В этом году у тех, кому причитается более $2 млн, все будет наоборот, предупреждают эксперты хедхантинговой компании Armstrong International, которая анализирует вознаграждения банкирам. Многомиллиардные убытки заставляют банки не только урезать бонусы, но и сокращать денежный элемент в них.

«Раздача акций и опционов решает болезненную проблему выплаты вознаграждения», – говорит партнер Armstrong Мэтью Осборн.

В этом году банки, по его наблюдениям, впервые до сих пор не знают размер бонусного пула: они продолжают переоценивать свои портфели, списывая на убытки миллиарды долларов (см. врез).

Приходится думать о сокращении издержек. Первый кандидат – расходы на вознаграждение. По оценке Алана Джонсона, управляющего директора нью-йоркской Johnson Associates, 10 крупнейших инвестиционных и коммерческих банков тратят на вознаграждение 57% прибыли. Банки и брокерские компании «пытаются сэкономить как можно больше наличных», говорит Гэри Голдстейн, президент хедхантинговой компании Whitney Group.

UBS предупредил своих банкиров, что в этом году никто из них не получит деньгами более $750 000. «После налогов у вас останется $350 000, если вы платите по максимальной ставке», – отмечает Майкл Карп, гендиректор Options Group, исследующей тенденции в сфере заработков и найма персонала. Оставшуюся часть вознаграждения банкиры UBS получат акциями двух типов: одни можно продать в течение года, другие – в течение трех лет. Те, чьи бонусы превысят $2 млн, получат только «однолетние» акции.

Акции многих банков в этом году подешевели на 30% и более. Правда, владельцы акций смогут хорошо заработать, когда цены снова пойдут вверх.

Бумаги британских Barclays и Royal Bank of Scotland упали за месяц на 20% из-за опасений, что эти банки также могли заиграться в американской ипотеке и других инструментах. Сейчас отношение капитализации к прогнозируемой прибыли (P/E) у Barclays – 7,2, у RBS – 6,2. Для 63 финансовых компаний, входящих в индекс Bloomberg Europe Banks and Financial Services, этот показатель составляет 10.

«Под дулом пистолета я сегодня скорее куплю акции банков, чем продам их, – говорит Дэвид Фуллер, издатель инвестиционного бюллетеня Fullermoney. – Они еще будут снижаться, прежде чем произойдет отскок вверх. Потом вероятен период стагнации, в течение которого сформируется уровень, с которого пойдет устойчивый рост».

Конец праздника

В последние годы на рынке структурированных продуктов царил настоящий бум. По данным Ассоциации участников рынка облигаций, в 2006 г. было выпущено $500 млрд бумаг, обеспеченных высокорискованными ипотечными кредитами. Банкиры, работавшие с такими инструментами, получили в прошлом году самые высокие бонусы. По данным Armstrong International, ведущие трейдеры получили $2–3 млн, руководители глобальных подразделений кредитных деривативов – более $4,5 млн.

Но разразился кризис (см. статью на стр. В1). С января по июль, по данным J.P. Morgan, ипотечных облигаций было выпущено на $199 млрд, затем рынок впал в кому. Инвестбанки сообщают о миллиардных убытках от вложений в ипотечные бумаги.

В целом бонусы в американских инвестбанках снизятся на 5%, заявила в августе Options Group. В ноябре она повысила оценку до 5–10%. Johnson Associates оптимистичней: в целом вознаграждения останутся на прошлогоднем уровне: падение в кредитном секторе компенсируется ростом выплат в фондовых подразделениях.

Те, кто работает с ипотечными облигациями, обеспеченными долговыми обязательствами, структурными кредитными инструментами, «получат в лучшем случае на 50% меньше, ничего не получат или будут уволены», говорит Осборн.

Это ухудшает отношения банкиров из разных подразделений. Трейдеры в Лондоне показали хорошие результаты и не хотят терять деньги из-за проблем заокеанских коллег. «В этой ситуации крайне важно отметить тех, кто показал в этом году лучшие результаты, – говорит Осборн. – Как менеджеры могут не заплатить самым способным трейдерам процентными деривативами, если управление рисками сегодня – основная задача банков?»

Самые радужные перспективы у тех, кто работает на растущих рынках. Лучшие сотрудники товарно-сырьевых подразделений могут получить на 20% больше, считают в Armstrong. Бонусы директоров подразделений развивающихся рынков могут вырасти на 5–10%.