Профсоюз мешает росту

Администрации завода Ford во Всеволожске надоели забастовки, она обещает не расширять производство

Как бастовал Ford. 2005 г.

2 ноября – первая предупредительная забастовка, бастовало 350 человек, требовали повысить зарплату на 30%. 21–28 ноября – итальянская забастовка; завод собрал на 25% машин меньше. По словам Этманова, от увеличения зарплаты на 12% профсоюз отказался.

2006 г.

13–17 марта – после итальянской забастовки зарплата выросла на 14%.

2007 г.

14–15 февраля – после забастовки: колдоговор на год, повышение зарплат на 14–20%, расширение соцпакета, доплата за вредность – до 7%. 7 ноября – предупредительная забастовка.

Завтра начнется забастовка на Ford. Она не сможет привести к удовлетворению требований по повышению зарплаты рабочих на 30%, говорится в заявлении директора завода Тео Штрайта, переданном через пресс-службу: коллективный договор, подписанный в начале этого года, действует до конца февраля 2008 г., а чтобы обсудить 26 ноября условия нового договора, необходима спокойная обстановка. Во время или под угрозой забастовки администрация переговоры вести не будет.

Штрайт также предупреждает, что рабочая обстановка и обсуждение условий нового договора необходимы для реализации планов Ford в России, в том числе расширения объемов производства завода и выпуска новой модели. К 2009 г. Ford планирует увеличить мощность Всеволожского завода с 72 000 машин в год до 125 000, вложив $100 млн. К концу 2008 г. завод должен начать выпуск Mondeo и в 2009 г. планирует собрать 25 000 машин этой модели.

Рабочие 7 ноября уже провели предупредительную забастовку. Администрация завода подала иск, суд постановил перенести забастовку на 20 дней: профсоюз не согласовал с руководством минимум необходимых работ для поддержания безопасности производства.

Лидер профсоюза завода Алексей Этманов узнал о заявлении Штрайта от «Ведомостей», но позиции не изменил. По его словам, профсоюз намерен бастовать сразу после того, как истечет назначенный судом срок. «Если администрация завода не пойдет нам навстречу, завод будет стоять», – предупредил он.

Этманов не сомневается, что инвестиционные планы будут реализованы: прибыль завода позволит ему расширить производство и выпустить новую модель, одновременно удовлетворив требования рабочих: «Расширение производства уже идет – зачем Ford будет резать курицу, несущую золотые яйца?»

Профсоюз рискует: инвестпрограмма Ford в России может быть свернута полностью или частично, считает аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак: резкое повышение зарплат приводит к такому же резкому росту себестоимости машин.

Сейчас на заводе Ford работает около 2000 человек, средняя зарплата – 18 000 руб., т. е. компания платит им около 430 млн руб., считает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов, а выполнив требования профсоюза, заплатит более 560 млн руб. в год, потеряв 130 млн руб. (более $5 млн). Это не настолько большие деньги, чтобы отказаться от инвестпрограммы ценой $100 млн, резюмирует Агибалов.

Но администрации завода все равно придется отстаивать свои позиции, считает эксперт по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев, ведь у Ford и так одни из самых высоких зарплат в автопроме. Новое повышение создаст еще один повод, и рабочие снова будут бастовать. Договариваясь с профсоюзом, можно, например, поставить рост зарплат в зависимость от реализации планов расширения производства, предлагает Пак.