Сделка не воробей

Гендиректор «Базэла» Гульжан Молдажанова объявила, что компания только договаривается о покупке «Русснефти», причем вовсе не с Гуцериевым

«Русснефть»

Нефтяная компания. Управляет 30 добывающими компаниями, двумя НПЗ («Краснодарэконефть» и «Орскнефтеоргсинтез») и сбытовыми сетями. Финансовые показатели (РСБУ, 2006 г.): выручка – 102,5 млрд руб., чистая прибыль – 9,9 млрд руб. Производственные показатели (2006 г.): добыча – 14,7 млн т, переработка – 7,1 млн т.

Базэл» не контролирует «Русснефть» и не владеет ее акциями, а переговоры о покупке нефтяной компании ведет уже не с Гуцериевым, а с новым собственником, рассказала в пятницу Молдажанова. Имя этого собственника она раскрыть отказалась, добавив лишь, что он не связан с хозяином «Базэла» Олегом Дерипаской. Связан ли этот собственник с Glencore, она сообщить отказалась.

В начале сентября подконтрольная «Базэлу» Continental Group Management подала в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ходатайство на покупку двух офшоров – владельцев контрольного пакета «Русснефти». «Ответ нам должны дать до 31 ноября, – продолжает Молдажанова. – Если ФАС нам откажет, мы будем дальше убеждать службу, что мы можем быть собственниками «Русснефти» без ущерба для рынка». Если же ФАС даст разрешение, то сделка, по ее словам, будет закрыта «в течение года». Сумму сделки она раскрыть отказалась.

Сделка по «Русснефти» была закрыта еще в июле, утверждает предприниматель, близкий к Дерипаске и Гуцериеву. Структуры «Базэла» еще летом получили 75% акций «Русснефти», подтверждает один из бывших партнеров Гуцериева, а еще 25% должно было достаться крупнейшему кредитору «Русснефти» – Glencore, которому к июлю «Русснефть» задолжала $1,6 млрд. На руки Гуцериев получил свыше $3 млрд, после чего сразу же уехал за границу (24 августа Тверской районный суд санкционировал его арест и объявил предпринимателя в розыск). Представители «Базэла» и «Русснефти» это по-прежнему не комментируют.

Начальник управления ФАС Александр Пироженко говорит, что его ведомству не известно, сменился ли собственник «Русснефти» и ведет ли с ним «Базэл» переговоры о покупке. Пироженко напоминает, что, даже если сделка по акциям «Русснефти» проходила между офшорами, покупатель обязан был получить разрешение в ФАС, в противном случае он будет нести ответственность за нарушение законодательства – ФАС может обратиться в суд с требованием расторгнуть сделку. Но если эти структуры не связаны с «Базэлом», то последний скорее всего является добросовестным покупателем и это не имеет отношения к рассмотрению его ходатайства, добавляет Пироженко.

«Базэл» хочет застраховаться от юридических рисков и поэтому говорит, что собственник «Русснефти» никак с ним не связан, полагает адвокат «Князев и партнеры» Владимир Юрасов.